Крутицкое подворье: путешествие во второй кремль Москвы

Sobesednik.ru решил рассказать о самом необычном месте в российской столице

Фото: Крутицкое подворье // Андрей Струнин / «Собеседник»

Sobesednik.ru решил рассказать о самом необычном месте в российской столице.

Реставратор, который отдал Крутицкому подворью три десятка лет жизни, называл его именно так – «вторым Кремлем». Второго Кремля могло сегодня и не быть, как не существует больше Чудова монастыря или Воскресенского с некрополем русских княгинь.

Крутицам повезло дважды. Во-первых, они всегда стояли на московской периферии. Во-вторых, за них вступился знаменитый архитектор Петр Барановский, благодаря которому в Москве сохранились древний Андроников монастырь и многие постройки нынешнего Коломенского. В 1947 году Барановский добился разрешения заняться восстановлением Крутицкого подворья, где к тому моменту уже много лет находились казармы, общежития и жилой дом. Архитектор умер в 1984 году, подняв Крутицы отчасти из руин и добившись для них статуса музея, но так и не закончив их реставрацию.

Современному человеку трудно представить себе 1261 год, самое начало татаро-монгольского ига. Александр Невский, княживший во Владимире, едет в столицу Орды, после чего для пленных русских там организуется Сарайская (то есть находящаяся в Сарай-Бату) епархия. Спустя десять лет тамошние епископы получают землю вблизи Москвы для подворья. Место называется Крутицы – потому что крутое, спускающееся к реке. На нем строится первая церковь, потом мужской монастырь, с годами подворье разрастается и в конце концов становится богатой резиденцией митрополитов.

Барановский не преувеличивал насчет второго Кремля: в истории Крутицкого подворья были времена, когда оно становилось центром московского православия – как в Смутное время, когда Кремль был занят поляками. Здесь в 1612-м стояло второе ополчение князя Пожарского. В 1666 году сюда привезли из ссылки протопопа Аввакума, который вскоре был расстрижен. Летом 1834 года Александр Герцен дожидался тут отправки в ссылку в Пермь.

И вот представьте, что эти самые Крутицы – не миф, не история, а реальное место, которое существует теперь уже практически в центре современной Москвы. И о котором даже не все москвичи знают. От основных улиц подворье закрыто огромным зданием отеля: кажется, что позади нет ничего особенного – только пустырь или парковка, поворачиваешь за угол и находишь там настоящую средневековую Москву. Булыжную мостовую. Крутое крыльцо и черные главки Успенского собора. Теремок над воротами, выложенный изразцами работы знаменитого Степана Полубеса. Митрополичьи палаты. Арки и переходы. Пустоту, тишину и странное ощущение, будто не ты вглядываешься в старые стены, а они смотрят на тебя.

[:image:]

Крутицы – как призрак, к которому можно прикоснуться: протяни руку и он не исчезнет. Место из XIII века, откуда не видно века XXI. Ничего не осталось от тех времен, а Крутицы – есть.

Это странно. И несомненно, это стоит увидеть.

Протоиерей Сергий Шастин: «Хотим открыть то, что недоступно»

К сожалению, многие интересные места Крутиц, куда хотелось бы попасть, закрыты для посещения. Но, по словам протоиерея Сергия Шастина, священника Успенского храма подворья, это временно:

– Впервые я увидел это мест­о в 1991 году, когда еще не был священником и работал помощником владыки Александра, епископа Костромского. В Крутицком подворье церкви отдали тогда две комнаты в одной из построек, все остальное занимало фондохранилище Государственного исторического музея.

Помню, Крутицы мне показались очень неухоженными. Было удивительно, что в Москве в центре города настолько значимое место могло быть в таком состоянии.

С 2002 года я служу тут постоянно. Иногда просто сажусь на скамейку и смотрю на Крутицы, настолько они умиротворяют. Тут еще, конечно, многое нужно отреставрировать, и не все, к сожалению, мы можем сделать сами без поддержки государства. Но надеемся, что в будущем получится открыть для людей и те места, которые сейчас недоступны: и переходы, и палаты, и подвалы, где захоронены митрополиты.

[:image:]

Режиссер Светлана Дружинина: «Там все настоящее»

Вы можете быть уверены, что никогда не видели Крутиц, но это не так: наверняка не раз видели в кино. За что их так любят кинематографисты, объяснила режиссер Светлана Дружинина:

– Там все настоящее. Историчность этого места совершенно четкая, аргументированная. Когда мы снимали «Гардемарины, вперед!», в Крутицком подворье был, кажется, архив. Храмы были закрыты, мы не могли никуда войти. Например, в сцене, где Софью увозят в Микешин скит, была возможность снять только ступени красного крыльца Успенского собора. Там снимали и Ревель – мы тогда ловко смонтировали Крутицкое подворье вместе с Эстонией, потому что фактура была похожа. Но в то время, конечно, не было такой ухоженности, как сейчас. Помню, во дворе проводили какие-то работы и нам пришлось все закапывать, чтобы можно было проехать карете. Позже, когда шла работа над «Тайнами дворцовых переворотов», только в Крутицах мы смогли снять все, что было связано с правлением Петра II. Там есть очень красивая галерея, где у нас бегают Алёша Корсак, потом Иван Долгорукий, а затем Мадлен (героиня фильма «Виват, Анна!», которую сыграла певица Алсу. – Ред.). Одно время – три разных фильма. Все, что мы отсняли в Крутицах, на экранах – как документальное доказательство.

Пригодится

Дорога: добраться до подворья можно пешком от станций метро «Пролетарская» или «Крестьянская Застава» – это займет около 5 минут. Оно находится по адресу: ул. Крутицкая, д. 11–13.

Доступ: подворье открыто с 7:00 до 21:30. Вход на территорию бесплатный. В Успенском соборе проходят богослужения.

Дети: в Крутицах есть воскресная школа.

Другое: в собор можно подняться на инвалидной коляске. На территории подворья есть лавочки, где можно отдохнуть, работает киоск с пирогами. Хотя официально фотосъемка запрещена, делать снимки «для себя» можно, а для профессиональной фотосессии нужно получить разрешение, написав прошение на имя настоятеля подворья.

[:wsame:][:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика