Паром – твой дом. Балтийское путешествие по четырем столицам

Путеводитель по балтийскому круизу и четырем столицам на Балтийском море — от корреспондента Sobesednik.ru

Фото: Ощутить романтику морского круиза может каждый // Мария Нестерова

Путеводитель по балтийскому круизу и четырем столицам на Балтийском море — от корреспондента Sobesednik.ru.

Морской круиз... Какие ассоциации вызывает это сочетание слов? Синяя гладь моря, белый пароход, крики чаек, вышколенная команда в парадных одеждах, мирно прогуливающиеся по палубе дамы в нарядах, шампанское в запотевших бокалах, роскошь и недоступность. Недоступно, потому что дорого. Спешу разуверить тех, кто, прочитав первые строки, решил закрыть этот материал и тему круизов для себя. Расскажу по секрету: морской круиз — это более чем доступно, легко и удобно! Судите сами: каюта (именно каюта, а не место!) вне сезона стоит 34 евро на весь круиз, в сезон — 76. А в ней может поместиться четыре человека! При этом, отправившись в круиз, ты забываешь о транспорте, перемещениях, отелях... Паром — твой дом, паром — твой транспорт, при желании — ресторан и развлекательный центр! Три в одном! Или даже пять или шесть.

Но обо всем по порядку.

«Маша» и «Настя»

«Только "Дон" и "Магдалина", только "Дон" и "Магдалина", только "Дон" и "Магдалина" ходят в гавани сюда!» — звучали у меня в ушах слова знаменитой в 70-е годы прошлого века замечательной песни Сергея Никитина, когда ночной поезд вез меня в Санкт-Петербург. Именно оттуда на следующий вечер и должно было начаться мое великое балтийское путешествие, охватывающее четыре столицы Балтики сразу — Хельсинки, Стокгольм, Таллинн и, собственно, Петербург.

«На "Насте" пойдешь?» — вопрошали мои питерские друзья. Я удивлялась только. Чуть позже узнала, что так ласково — «Маша» и «Настя» — называют огромные паромы, совершающие эти самые круизы. Да, именно «Настя», то есть паром «Принцесса Анастасия», названный в честь великой княжны, дочери Николая II, круглогодично (это было для меня большим открытием) ходит по морскому маршруту, охватывающему эти четыре таких разных города, объединенных Балтийским морем. И именно он стал моим домом на ближайшие три дня и четыре ночи.

[:image:]

Чтобы не обижать «Машу», как ласково величают паром «Принцесса Мария», по внешнему облику и внутреннему наполнению родную сестру, практически близняшку «Насти», нужно заметить, что ее маршрут значительно короче (Петербург — Хельсинки — Петербург), но не менее приятен и важен. А имя у парома — тоже царское, в честь царицы Марии Федоровны.

Оба парома постройки 80-х годов прошлого века, но 30 лет для такого судна — не срок! Тем более что оба они постоянно обновляются и регулярно проходят необходимый техосмотр. Об их высоком техническом состоянии может говорить и тот факт, что оба парома ходят под флагом Мальты, то есть отвечают даже более высоким требованиям, чем российские суда.

[:image:]

Независимо от наполнения судна оно все равно отправится в рейс по расписанию. Но нужно отметить, что недостатка в пассажирах нет: за последние шесть лет паромы перевезли 3,5 миллиона круизных туристов, из которых примерно одну треть составили иностранцы. Кстати, для иностранных туристов, путешествующих на паромах, открыт безвизовый въезд в Россию на 72 часа! Другими словами, прибыв на пароме в Санкт-Петербург, в течение трех суток любой иностранный гражданин может осматривать город (и даже совершить небольшое путешествие по ближайшим городам) без визы. Россиянам же, к сожалению, для совершения подобного путешествия на пароме шенгенская виза требуется.

[:image:]

Паром — отель, ресторан и транспорт в одном флаконе

Дальше давайте немного разберемся, как же проходит сам круиз. В принципе, круиз — это движение по кругу, поэтому началом может служить любой из городов его остановки. Россияне, естественно, садятся на паром в Петербурге. И в 19 часов вечера под торжественный марш духового оркестра паром неспешно покидает Морской порт Санкт-Петербурга и начинает свое движение в сторону столицы Финляндии — Хельсинки. По традиции, туристы, которые уже расселились по каютам (а вход на паром начинается за два часа до отправления), высыпают на верхнюю палубу, чтобы запечатлеть виды становящегося все дальше Петербурга.

[:image:]

За паромом устремляется стая чаек, вечереет, дует легкий ветерок... Вообще нужно сказать, что верхняя, задняя и боковые палубы в любое время движения парома, будь то раннее утро или поздний вечер, достаточно густо заполнены людьми. Потому что даже просто сидеть и любоваться на остающиеся за бортом острова, водную гладь, чаек, летящих за паромом и требующих хлеба, — во всем этом ощущается потрясающая романтика. А какие необыкновенные на Балтике закаты! Честно говоря, я думала, что подобные можно увидеть лишь где-то на Мальдивах или в Африке... Но каждый вечер солнце садилось за горизонт, в течение часа даря зрителям такие потрясающие краски, которые присущи только самому лучшему в мире художнику — Природе.

[:image:]

Вдоволь насмотревшись на морские красоты, идем путешествовать по парому. В принципе все пассажирские паромы имеют примерно одну конструкцию, но, думаю, человеку, который еще на них не был, будет интересно узнать, как же выглядит этот плавучий город изнутри.

Cвоим наполнением паром мне напомнил хороший торгово-развлекательный центр, да еще совмещенный с отелем. Помимо жилых кают разных категорий, расположенных на разных по высоте палубах, на пароме открыты несколько ресторанов, в которых питание осуществляется как по системе «шведский стол» (и есть возможность купить себе, например, завтраки на все дни путешествия или и завтраки, и ужины), так и «а-ля-карт».

[:image:]

Есть также несколько недорогих кафе с достаточно большим ассортиментом еды. Покупая, скажем, завтраки и ужины заранее, вместе с бронированием каюты, вы заплатите немного дешевле, чем если захотите купить их уже на пароме. Кстати сказать, «шведский стол» достаточно богат и разнообразен: есть и мясные, и рыбные блюда, сыры и свежие овощи, большой выбор фруктов, десертов и напитков без ограничения. Из алкогольных напитков за ужином гостям предлагают сухое красное и белое вино и пиво, которое вы также наливаете себе в бокал самостоятельно и контролируете количество его потребления лишь своим собственным состоянием. Есть специальный детский стол с особыми детскими блюдами, а в зале ресторана — специальные высокие стульчики для самых маленьких пассажиров. Нужно отметить, что продукты, из которых приготовлена еда, не российского производства, что в большинстве случаев положительно отражается на их вкусовых качествах.

[:image:]

Несколько баров, среди которых спорт-бар, японский и пивной, дополняют картину питейно-питательных заведений парома.

Следующая остановка нашей экскурсии — огромный магазин «дьюти фри» с широким ассортиментом алкоголя, парфюмерной продукции, шоколада, очков и сумок. Точно такой же, как в хороших европейских аэропортах. В первый вечер скидка на большинство товаров 20 процентов. Кстати, из города алкоголь по понятным причинам проносить на паром запрещено.

[:image:]

На нижней палубе расположилась небольшая, но уютная аква-зона: финская сауна, бассейн с прохладной водой, джакузи. Она начинает работать с момента отхода парома из порта и открыта до полуночи все дни круиза.

В каждом рейсе на пароме можно увидеть немало детей и подростков самых разных возрастов. Для них есть также специальная комната на 6-й палубе — «кидсклаб», где вашими отпрысками займутся опытные аниматоры, если родители хотят посидеть в тишине в баре или позагорать на палубе. Кстати, в течение путешествия мне несколько раз попадались небольшие команды новоиспеченных «пиратов» разных возрастов, которые вместе со взрослыми что-то увлеченно искали, бегая по длинным (запросто можно стометровку бегать!) коридорам парома.

А на 8-й палубе разместился зал с игровыми автоматами, где подростки с удовольствием «играли» на электронных гитарах или «гоняли» на автомобилях.

[:image:]

Кстати, тут же, на 8-й палубе, расположилось еще одно интересное место для знающих — это казино. Поскольку, как я уже упоминала, паромы ходят под мальтийским флагом, а значит, полностью подчиняются законам этого государства, игра в казино на пароме также абсолютно законна.

В кинозале, который также есть на пароме, в течение всей поездки показывают художественные фильмы и программы мультфильмов (афиша обновляется каждый день): первый сеанс — для детей, два следующих — для взрослых. Вообще на стойке ресепшен на 6-й палубе можно получить абсолютно любую информацию по всем мероприятиям, проводимым на пароме, записаться в творческие мастерские или на мастер-класс (например, по смешиванию коктейлей или по приготовлению суши), узнать подробный прогноз погоды на завтра в городе прибытия, расписанный по часам, и главное — при желании записаться на экскурсии, которые будут знакомить вас с теми самыми балтийскими столицами, которые и были целью осмотра. Думаю, как вы уже поняли, с проведением досуга на пароме у вас проблем не возникнет — хватило бы времени!

[:image:]

Да, чуть не забыла упомянуть: в баре на 7-й палубе каждый вечер после 21 часа начинается отличное музыкальное шоу с номерами из бродвейских мюзиклов в исполнении артистов театра балета Мюзик-холла. Посещение шоу бесплатно при условии заказа в баре с минимальным счетом 5 евро. Это если у вас остались силы после прогулок по городам. Куда мы сейчас и отправимся.

[:image:]

Как я уже упомянула, при желании можно взять обзорную экскурсию по каждому из городов. Но мы предложим вам свой небольшой обзор основных достопримечательностей каждого из городов, которые вы без труда разыщете и сможете увидеть сами. Полезный совет: скачайте в мобильный любую карту города, работающую offline, или хотя бы возьмите на стойке ресепшен парома бесплатную бумажную карту — она вам пригодится.

Стильный Хельсинки

Несмотря на то, что на карте Хельсинки выглядит достаточно внушительным городом, на самом деле все основные достопримечательности сосредоточились в его центре, поэтому пяти-шести часов, которые паром стоит в порту, вам будет вполне достаточно, чтобы немного познакомиться с городом.

Из Западного терминала, куда приходит «Принцесса Анастасия», вам нужно попасть к Рыночной площади Кауппатори. Сделать это достаточно несложно: можно доехать на трамвае № 9, останавливающемся прямо в порту — дороги около 10 минут. Вы попадете на Рыночную площадь — в сердце города, его главный рабочий механизм. В любое время года на ней разворачивают свои лотки ремесленники с разным товаром, по утрам здесь можно купить свежевыловленную рыбу. Побродив по площади, прокатитесь на колесе обозрения — оно чуть левее, не пропустите. Круг на нем — и можно увидеть весь город!

От площади каждые 15–20 минут отходит морской трамвайчик, везущий в удивительное место — морскую крепость Суоменлинна. Дороги ровно 15 минут в один конец, обойти крепость быстрым шагом реально за час-полтора. Заблудиться там невозможно, а посмотреть — есть на что! Недаром она внесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО... Решать вам — думаю, самые активные туристы вполне успеют.

[:image:]

Пока вы не ушли с площади: чуть правее — один из самых известных фонтанов Хельсинки, «Русалка». Накануне 1 мая, когда отмечается один из главных финских праздников — Ваппу, именно на ее голову водружается белая фуражка, что означает начало праздника.

[:image:]

Сразу за «Русалкой» начинается самый красивый и любимый жителями Хельсинки парк — Эспланада. Множество зелени, газоны, деревья прямо в центре города, среди монументальных зданий, престижных ресторанов и театра создают ощущение радости и свежести. Обязательно прогуляйтесь по Эспланаде, а свернув в любую из улиц направо, вы придете еще на одну большую площадь — Сенатскую, где высится белый красавец — Кафедральный собор с памятником Александру II перед ним. Побродите по улочкам вокруг него, зайдите в кафе — так вы лучше почувствуете дух города.

[:image:]

А совсем неподалеку расположился главный железнодорожный вокзал — один из главных архитектурных памятников Финляндии и главное место встречи в Хельсинки. Фасад его «охраняют» массивные каменные великаны со светильниками в руках. Строению уже почти 100 лет.

Через Кварталы площадей, от Сенатской до Рыночной, где множество привлекательных бутиков и сувенирных лавок, вновь приходим к порту на Рыночную площадь. Справа от него — Старый рынок очень интересной архитектуры. Ему уже больше 120 лет. Зайдите внутрь и насладитесь аккуратными лавками с самой разной местной едой: сырами, рыбой, мясом, овощами... Здесь же в ряду расположились и несколько ресторанов: особенно знаменит тот, что угощает своих гостей превосходным супом!

Двигаясь в сторону колеса обозрения, оставив его справа, попадаем к Успенскому собору, построенному на острове Катаянокка аж в 1868 году. Это — крупнейшая в Западной Европе православная церковь.

[:image:]

Собор, стоящий на высоком холме, действительно необыкновенно красив и величественен! Если обойти его слева и двигаться вдоль острова, по которому, кстати, здорово побродить и более подробно, вы выйдете к месту прикола восьми ледоколов, вне сезона базирующихся в Хельсинки. Уникальное зрелище! Чувствуется огромная мощь этих машин.

[:image:]

Дальше можно вернуться к собору и, если позволяет время, пройтись еще вправо по набережной, разглядывая деревянные яхты, стоящие на приколе.

Понятно, что многое в Хельсинки в такой быстрой прогулке останется за кадром: прекрасные музеи, один из которых расположился под открытым небом; памятники, многочисленные парки, очень интересный зоопарк на острове... Но, думаю, представление об этом очень своеобразном городе, где переплелись дизайнерские традиции и природа, море и самобытная архитектура, приветливые горожане и вкусная качественная еда, вы получите, и будет за чем вернуться!

[:image:]

Королевский Стокгольм

Уже проснувшись утром и взглянув в иллюминатор, вы поразитесь, как резко изменился ландшафт снаружи: вместо водной глади паром окружают острова и островки; кажется удивительным, как эта махина, на которой вы идете, ловко лавирует между ними. Некоторые из островов необитаемы, на многих видна жизнь; есть скалистые, есть — поросшие лесом; все очень разные. Наблюдая за ними, не опоздайте на завтрак — зрелище снаружи завораживает.

[:image:]

Хочу сразу предупредить, что порт, где паром будет вас ждать, находится значительно дальше от центра города, чем в Хельсинки. Поэтому несмотря на то, что паром в Стокгольме стоит максимальное количество часов за весь круиз, будьте внимательны — рассчитывайте правильно свое время.

Сам город стоит на 14 основных островах и части континентальной суши. Проживает в городе около 900 тысяч человек, а вместе с многочисленными районами, присоединенными к городу, — около 2,5 млн. Страной правит король, которому 30 апреля исполнилось 70 лет, но он полон сил и бодр, а Королевский дворец, где он работает — одна из главных достопримечательностей города. Состоит дворец из 608 комнат, многие из которых доступны для посещения в режиме музея. Охраняется дворец гвардейцами, и с апреля по октябрь с понедельника по субботу в полдень, а в воскресенье — в 13 часов можно посмотреть торжественную смену караула, проводимую специально для туристов. Действо сопровождается духовым оркестром и похоже на театрализованное представление. Если запланировать, вполне можно успеть на него с парома! Но не нужно думать, что в остальное время Королевский дворец остается без охраны: обычная, менее торжественная смена караула происходит каждые 2 часа.

Полюбовавшись на смену караула, дальше стоит отправиться по узеньким улочкам Гамла Стана, то есть Старого города. Развлечения, разнообразный шоппинг, кафе и ресторанчики — все это вы сможете найти в Старом городе! Кстати, здесь же расположился и Нобелевский музей (Нобелевскую премию вручают в Королевском дворце). Возможно, кого-то он и заинтересует, но в Стокгольме есть музеи и покруче, о которых мы вам расскажем позже.

[:image:]

Можно отправиться на часовую экскурсию на кораблике вокруг острова Кунгсхольмен — это будет очень по-шведски, местные любят так проводить время. Пристань — неподалеку от Гамла Стан, с билетом получаете наушники с экскурсией на русском языке.

Очень красива Стокгольмская ратуша на этом же острове. К ней можно перейти по одному из мостов (сориентируйтесь по карте). Вообще картой пользоваться в Стокгольме обязательно — сэкономите кучу времени. Можно не переходить к Ратуше, а полюбоваться ею с другой стороны залива — вид отличный. Хотя говорят, что внутри Ратушу посмотреть очень даже стоит — раз в день, если повезет, можно поймать экскурсию и на русском.

Обязательно рекомендую спуститься в метро — лучше всего на синюю ветку. Идеально — посмотреть станцию Kungstradgarden. Думаю, никого не оставит равнодушным.

[:image:]

Есть еще замечательный рынок Остермальмсхален с удивительным выбором продуктовых товаров, но он немного в стороне. Посмотрите, успеваете ли забежать туда — и если да, потрясающая экскурсия вам обеспечена!

Но теперь уже стоит поторопиться и отправиться на «музейный» остров Юргорден. Музей корабля «Васа» — обязателен к посещению! Много времени это не займет, а уникальный корабль, который строился 15 лет, на воде продержался всего 15 минут, а на дне пролежал 333 года, стоит почтить вниманием, тем более что выглядит он действительно интересно.

[:image:]

Еще один музей — рай для меломанов: музей группы ABBA. Очень затягивает, музей интерактивный, множество комнат и залов. По-хорошему, времени на него нужно не меньше 2–3 часов. Но если нет времени, но есть желание, то хотя бы взглянуть горячо рекомендую. Гарантирую: захочется зависнуть на денек.

Еще один очаровательный музей, расположившийся неподалеку — музей сказок Астрид Линдгрен «Юнибаккен». Must see для туристов с детьми, но даже и для взрослых не лишен притягательности. Совет: когда поедете в поезде, попросите включить экскурсию на русском — у них есть. Кстати, любимая героиня писательницы Астрид Линдгрен — Пеппи Длинныйчулок — чуть старше нынешнего короля Швеции: в этом году ей исполнился 71 год.

Если у вас осталось хотя бы полчаса времени, обязательно загляните в Скансен — он совсем рядом, это этнический музей Стокгольма. Постройки различных времен и районов Швеции собраны в огромном парке под открытым небом. Тут реально бродить целый день, настолько хорош этот парк. Можно возвращаться и возвращаться сюда, каждый раз открывая для себя что-то новое...

[:image:]

Ну а тем, кому совсем не хочется бегать по музеям, можно просто посидеть в кафе на берегу, полюбоваться потрясающими видами, открывающимися взору, и на полчасика вообразить себя настоящим жителем Стокгольма...

[:image:]

Понятно, что времени на осмотр Стокгольма катастрофически мало, поэтому, планируя свой круиз, учтите вот что (это касается любого из городов, включенных в круиз, а не только Стокгольма): у вас есть возможность остаться в городе до следующего рейса парома, который будет через три дня (то есть на осмотр города у вас будет почти четыре дня). Естественно, вещи вы должны будете забрать и перевезти в отель, а стоимость круиза несколько увеличится. Но в любом случае ваш трансфер в любой из городов уже будет оплачен, что немаловажно. Думаю, в случае со Стокгольмом это достаточно выгодный вариант.

[:image:]

Элегантный Таллинн

Оставив далеко позади острова Стокгольма, которыми можно еще долго-долго любоваться после отхода парома и почти до самой ночи, уже на следующее утро издалека вы увидите шпили таллиннского Старого города. Порт, куда пристанет паром, расположен сравнительно недалеко от него, так что можно будет сразу отправиться пешком в самое сердце Таллинна — Старый город.

[:image:]

Из всех балтийских городов бывшего постсоветского пространства по сравнению с Ригой и Вильнюсом в Таллинне самый большой старый город. Но пяти часов, отведенных круизом, думаю, вам хватит, чтобы его осмотреть достаточно подробно.

В какие бы ворота вы ни зашли и по какой из улиц ни пошли, в итоге обязательно окажетесь в самом сердце Старого города — на Ратушной площади. Помимо древней Ратуши, здесь стоит обратить внимание на самую старую в Европе аптеку, где можно увидеть средневековые медикаменты в виде сушеных лягушек или экстракта из рога единорога, а неподалеку разместился небольшой музей (всего одна комнатка), где выставлены марципаны — национальные эстонские лакомства. Можно купить их в качестве сувениров, увидеть, как их вручную расписывают, а самыми старыми образцами, которым уже несколько десятков лет, — просто полюбоваться. Также вы обязательно должны узнать историю о том, как появился марципан.

[:image:]

Окружают Старый город отлично сохранившиеся стены длиной 1,9 километра и высотой около 20 метров, на которые при желании можно подняться, пройтись по ним и осмотреть город с их высоты. Также открыты для посещения некоторые из 20 сохранившихся башен, попасть в которые можно как с земли, так и непосредственно со стены (например, Кик-ин-де-Кек, Девичья и другие).

Также для любителей высоты есть пара смотровых площадок, одна из которых — на колокольне баптистской церкви Олевисте. Немногим более 300 ступеней вверх — это небольшой подвиг! Но вы будете вознаграждены, поскольку город действительно предстанет перед вами как на ладони, причем со всех четырех сторон света. Высота церкви — 123 метра.

[:image:]

Надолго задержаться можно в переулке Катарины — здесь расположились ремесленные мастерские, служащие одновременно и салонами-бутиками. Сшитые вручную одеяла, валяные шарфы и броши, вазы и бокалы из цветного стекла , керамика — можно увидеть, как все это изготавливается, а при желании — и прикупить себе домой.

[:image:]

Как бы вы ни шли, вы обязательно попадете на обе ноги старого Таллинна. Как это? Дело в том, что Старый город разделен на две части — Нижний город и Вышгород. А соединяются они двумя живописными улочками, Pikk jalg и Luhike jalg, что в переводе означает Длинная нога и Короткая нога. Подняться можно по одной, а спуститься — по другой. Когда окажетесь в Вышгороде, обязательно отыщите обе смотровые площадки — с них откроется замечательный вид на море и город.

Гуляя, вы обязательно придете в Сад датского короля — недавно там появились три скульптуры черных монахов. Из сада дорожка вас выведет к православному собору Александра Невского, построенному в 1900 году. В XX веке там служил один из наиболее почитаемых в Таллинне пастырей отец Михаил — отец Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

Если посмотреть со стороны на Старый город, то можно увидеть, что помимо стен его опоясывают системы бастионов, внутри которых находятся подземные ходы, часть из которых теперь расчищена и превращена в музей. Если успеете, обязательно сходите на экскурсию туда — не пожалеете!

Если увидите, что у вас еще есть время, прокатитесь хотя бы по одному маршруту автобуса Tallinn City Tour — и вы наверняка захотите еще не раз приехать в этот солнечный удивительный город.

[:image:]

Домо-о-ой!..

Еще одна ночка на пароме — и в 8 утра мы прибываем в точку, откуда три дня назад стартовали — на Морской вокзал Санкт-Петербурга. Снова играет духовой оркестр, нас с радостью встречают. А уходить с парома очень не хочется. За эти несколько дней он действительно стал домом — уютным, гостеприимным, своим, привычным... Но — надо уступать место следующим туристам. Подхватив потяжелевший чемодан с подарками для друзей, утешаю себя мыслью, что устроить себе еще раз подобное приключение вполне доступно и легко. Теперь вернусь с друзьями и родственниками. А «Настя», надеюсь, нас обязательно дождется. Ведь это ее работа — ходить по своему балтийскому кругу, даря людям радость и романтику морского круиза...

[:wsame:][:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика