Почему отмена питания в самолете не снизит цену на авиабилет

Sobesednik.ru вместе с экспертом выяснил, что авиакомпании перестают нас кормить не для того, чтобы сэкономили мы

Фото:

Sobesednik.ru вместе с экспертом выяснил, что авиакомпании перестают нас кормить не для того, чтобы сэкономили мы.

Перед самым Новым годом «Аэрофлот» сделал неожиданный «подарок» своим клиентам — отменил возможность заказа спецпитания на коротких рейсах для пассажиров экономкласса.

Спецпитание — это особые продукты, которые предназначены для разных групп граждан согласно их религиозным и жизненным убеждениям. Например, фрукты и овощи для вегетарианцев, кошерный хумус для иудеев, говядина вместо свинины для мусульман и так далее. Однако заказать спецпитание за 36 часов до вылета мог любой пассажир, так как ни один перевозчик не проверял, действительно ли вы принадлежите к той или иной группе. И многие этим пользовались, получая, к примеру, полезные бананы и мандарины вместо надоевшего сухого бутерброда с ветчиной. Теперь все будут довольствоваться одними и те же закусками, которые обходятся авиакомпаниям значительно дешевле.

Кроме того, авиакомпании «Россия», «Донавиа» и Orenair — дочерние перевозчики «Аэрофлота» — с начала 2016 года сильно сократили объем бесплатного питания на большинстве своих рейсов. На их рейсах постепенно появляется платное меню. К чему все это приведет? Кормить в итоге перестанут совсем, но и цены на авиабилеты, соответственно, понизятся?

Увы, меньше услуг не значит дешевле билет в данном случае. Такой парадокс нам объяснил эксперт по рынку авиаперевозок и государственно-частному партнерству Андрей Крамаренко, научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики Высшей школы экономики:

— Ценообразование не зависит от выбора питания на данный конкретный рейс и на данного конкретного пассажира. Если исключили бутерброд, то это не значит, что билет Санкт-Петербург — Москва будет стоить не 3000 рублей, а 2850, — пояснил Андрей Крамаренко в интервью Sobesednik.ru.

— А почему нет?

— Потому что ценообразование на билеты работает совершенно по-другому.

— Разве бутерброды не отнимают деньги у компаний?

— Правильно, но конкретные пассажиры этого никогда не почувствуют. Но в целом по аэрофлотовской сети за значительный промежуток времени это все равно сработает, потому что из-за меньших издержек компания сможет немного снизить тарифы, побороться за пассажиров с другими конкурентами.

— То есть если убрать бутерброды с рейса Санкт-Петербург — Москва, то снизиться может цена билета не на этот рейс, а на какой-то другой?

— У «Аэрофлота» цена питания составляет 0,1–0,2% от издержек. Убирая половину питания, вы экономите 0,1% от издержек. Причем на каких-то рейсах это будет один процент, а на каких-то — третий знак от запятой. Конечно, это не такая ситуация, когда авиакомпания сможет снижать цены на билеты, а улучшать их настолько быстро, насколько идет инфляция на другие виды затрат — аэропортовое обслуживание, навигацию, лизинг самолетов, учитывая, что рубль падает, а весь лизинг рассчитывается в долларах... Глобально мы можем говорить, что экономия на питании позволяет не повышать на 0,1% стоимость билетов. Вообще скоро на коротких рейсах не будет бутербродов. По крайней мере, на «дочках» остаются какие-то булочки.

— А чем спецпитание-то не угодило?

— Во-первых, оно дорогое. Особенно кошерное питание всегда было таким лайфхаком, который позволял получить лучшее питание, чем у остальных в салоне. Сейчас спецпитание является анахронизмом, потому что в рейсе продолжительностью 3–5 часов оно не является насущной потребностью. Вы вполне можете обойтись без этого или взять с собой.

— Такая отмена не ущемляет права пассажиров?

— Такого права нет.

— Не могут обвинить в нетолерантности и засудить?

— Чтобы обвинить в нарушении права на спецпитание, нужно, чтобы это право когда-то было. Когда-то на рейсе Санкт-Петербург — Москва кормили настоящим горячим обедом, а сейчас не кормят вообще. За это тоже могут обвинить в нетолерантности?

[:image:]

На питание нужно смотреть рационально, — призывает эксперт. — Оно является дополнительной услугой, которую авиакомпании часто включают в билет. Не все пассажиры пользуются этой услугой, а те, кто пользуются, не всегда пользуются до конца, то есть не съедают все, что туда кладут. Если зайти на сайт региональной авиакомпании и посмотреть кейтеринговые услуги, то цена горячего обеда с закусками окажется довольно высокой — около 500 рублей. Туда заложены еще многие расходы, включая как жадность оператора аэропорта, владельца кейтеринга, так и необходимость дополнительной безопасности, расходы на погрузку в самолет, утилизацию. После того, как авиаперевозка перестала быть дорогой услугой, вопрос о том, нужно ли кормить пассажиров дорого, встал ребром. Этим же ребром он встал в США гораздо раньше, потому что там авиаперевозка перестала быть дорогой услугой еще 30 лет назад. Бесплатное питание даже на трансконтинентальных рейсах там было отменено практически синхронно довольно давно. Из-за ценовой конкуренции отмена этой услуги не увеличивает прибыль компании, а сказывается на снижении издержек и тарифов. Поэтому надо спросить у пассажира, нужна ли им эта услуга. По статистике почти половина пассажиров питанием не пользовались, особенно на коротких рейсах.

На форуме «Аэрофлота» полгода назад был забавный случай, что на одном рейсе было 10 «платины» и больше 30 «голдов» (пассажиров-участников поощрительных программ авиакомпании элитных уровней Platinum и Gold, — авт.). Это все люди, которые могут зайти и поесть в бизнес-зале и привести с собой товарища. Поэтому огромный резерв бутербродов не используется наполовину. А если в погоне за дешевизной компания ухудшает питание, то пользуются им еще меньше. 5–8 лет назад питание было относительно качественным, и люди им не брезговали, а сейчас банально брезгуют: какие-то сухие булки, или я вчера увидел булочку, наполовину состоящую из пальмового масла, консервантов и красителей. Люди это не едят. Наличие этой ерунды на борту совершенно бессмысленно с точки зрения пассажиров. Я бы тут не горевал, а пассажиры только выигрывают.

— Есть ли еще что-то, что может серьезно повлиять на цену. Например, ввести только электронную регистрацию, как у лоукостеров?

— На цену влияет многое. Например, запрет на регистрацию в аэропортах для Ryanair не только сокращал расходы на аренду стоек, персонал и прочее, но давал и дополнительный доход от штрафов. То же самое и с отменой питания: мы сокращаем прямые издержки, не покупая еду в аэропорту, а с другой стороны, продаем еду на борту. Самое главное — это багаж, питание, штраф за обмен и возврат билетов, включая невозвратные. Вот это три основных источника доходов. Главное — не отменить что-то, вынув из цены билета, а потом продать это, получив дополнительный доход, который составляет 20–30% от общей выручки. 70% вы получаете от продажи билетов, а 30% — от того, что вы продаете дополнительно: страховки на сайте, гостиницы на сайте. Ваш сайт — ценный ресурс, куда заходят десятки миллионов человек в год.

— Дойдет ли, например, «Аэрофлот» до полной отмены регистрации в аэропорту и штрафования тех, кто не смог это сделать в электронном виде? Или у нас будет более гуманно?

— Дойдет, но постепенно. Будет какой-то комплекс услуг, который можно будет изъять из билета, например багаж. У нас три авиакомпании из четырех крупнейших недавно это сделали. Там появились тарифы без включенного багажа. «Аэрофлот» пока этого не сделал, но я уверен, что рано или поздно сделает. Причем все тарифы будут без багажа, а провоз багажа нужно будет «покупать» отдельно. Российская авиация не уникальна — она идет тем же путем, что и другие авиакомпании в мире, — говорит эксперт.

[:wsame:][:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика