Россиян из Туниса не спасут ни туроператоры, ни МЧС
Теракт в Тунисе мог заставить многих пересмотреть свои планы. Однако выбираться из Африки им придётся за свой счёт
Теракт в Тунисе мог заставить многих пересмотреть свои планы. Однако выбираться из Африки им придётся за свой счёт.
Тунис летом всегда пользовался спросом в нашей стране, туры туда продаются и сейчас. «Собеседник.ру» узнал, могут ли те, кто сейчас находится на севере Африки и опасается, как бы атака террористов не повторилась, досрочно вернуться на Родину за счет туроператоров.
— Только при закрытии [банкротстве] туристической компании, — объяснила «Собеседник.ру» юрист Надежда Ефремова, руководитель правовой службы Ассоциации туроператоров России (АТОР). — Теоретически других ресурсов нет. Очень много россиян отдыхают за рубежом в этой стране, несмотря на спад спроса. Тех средств помощи, что там есть, будет недостаточно для вывоза всех россиян.
— Есть же «Турпомощь». В помощь ли она туристам в данном случае, если кто-то боится и хочет поскорее уехать?
— Да, «Турпомощь» — это единственная ассоциация, в которой аккумулированы средства [на случай экстренного вывоза россиян из-за границы]. Но у нее строгие требования к вывозу туристов. Средства используются только в случае банкротства туроператора, который является ее членом. Соответственно, это, конечно, не касается вывоза по таким обстоятельствам.
- Примите участие в нашем опросе: Как вы отреагируете на теракт на пляже в Тунисе?
Все туроператоры обязаны быть членами «Турпомощи». Они все платят определенный взнос в общий фонд. Если они не платят, то «Турпомощь» вычеркивает их из своих членов. Например, они намерены продолжать свою деятельность, но по какой-то причине не продлили свое членство — «Турпомощь» вычеркивает их из своих рядов, и если в этот момент происходит такая ситуация с их туристами, то по закону «Турпомощь» не имеет права осуществлять помощь их туристам. — объясняет специалист «Собеседнику». — «Турпомощь» в первую очередь в своей работе руководствуется законом. Это уникальная структура — общественная организация, деятельность которой прописана в законе 132 «Об основах туристской деятельности».
[:wsame:]
— Нельзя прописать в этом законе, что в случае, например, стрельбы, вируса, землетрясения, наводнения и прочего туристов быстро вывезут за деньги турператоров?
— Вы совершенно верно сказали, что это произойдет за деньги туроператоров. Есть государство, которое несет ответственность за наших граждан, где бы они ни находились. Почему стрельба или вирус в другом государстве должны стать бременем российских юридических лиц? Аналогичной ситуации нет ни в одной другой сфере деятельности. Например, обманутые дольщики выходят на улицу, потому что у них нет никакого компенсационного фонда. Строителей не обременяют такими вещами. Туроператоры и так несут ответственность за своих коллег, которые оказались финансово несостоятельными по ряду причин. Здесь даже не имеет значения, намеренно они это сделали, то есть являются мошенниками или нет — она [«Турпомощь»] все равно вывезет туристов этого оператора. Тогда почему туроператоры должны еще нести ответственность за катаклизмы, которые могут произойти в другой стране не по вине нашей страны? Это местные жители, которые расстреляли ни в чем не повинных людей. Почему люди должны вывозиться за счет туроператорского бизнеса?
— А МЧС в данном случае может помочь?
— Мы несколько раз организовывали борта для такого вывоза, и это очень длительный процесс. МЧС — это служба быстрого реагирования, но требуется обязательно согласование в Минфине, в Минздраве, если нужен медицинский работник на борту, и подпись самого министра. Это процесс, который занимает до трех недель.
— А если, например, землетрясение?
— Если поручение дают органы власти, то они все делают быстро. Но каждый россиянин имеет право обратиться в МЧС и попросить помощи. Например, с человеком что-то случилось, он впал в кому — это не страховой случай, он лежит где-то за рубежом, у семьи нет денег, чтобы его вернуть, больница, в которой он лежит, грозится отключить его от систем жизнеобеспечения...Такого, конечно, не произойдет никогда, потому что все врачи давали клятву Гиппократа, но тем не менее — [допустим], ситуация очень напряженная. Или вот случай, когда глубоко беременная туристка родила в Каире, а там в это время происходила революция, не было никаких клиник, ребенок, к сожалению, умер, так как она рожала чуть ли не на этой площади — и тогда МЧС за ней полетел. Тогда был общественный резонанс, было поручение правительства, и они за один день собрались и полетели за ней. Если же в МЧС обращается сам турист или его родственники, то МЧС рассматривает каждую ситуацию, и если они видят, что она относится к их компетенции, то они говорят: да, мы берем, мы полетим, но нам нужно согласовать финансирование, врача, если он нужен, и подписать все это у министра. Вот эти процедуры занимают до трех недель. Они никогда не отказываются, если это их компетенция. Но бюрократическая машина долгая.
[:wsame:]
— Если сейчас какой-то россиянин, испугавшись стрельбы, обратится в МЧС?
— МЧС за ним не полетит.
— И рассматривать просьбу не будут?
— Рассмотрят, но официально ответят, что это не входит в их компетенцию. В отношении туризма есть определенные процедуры. Турпродукт должен быть безопасным. За признание стран опасными или безопасными для туристов несет ответственность Ростуризм. Это его государственная функция, это прописано в его полномочиях, в законе «Об основах туристкой деятельности», в его отдельном положении о безопасности туризма. Ростуризм определяет, безопасная или опасная страна, на основании рекомендаций МИДа. МИД говорит: не рекомендуем, Ростуризм говорит: не рекомендуем продажи, просим прекратить продажи. Ни один наш орган не может запретить выезд туда — это ограничение наших конституционных прав и свобод. Но, например, в случае Египта, кода ситуация была очень напряженная, мы рекомендовали прекратить продажу туров и обращались в Минтранс с просьбой остановить рейсы, чтобы люди туда не вылетали, что в результате и произошло — полеты туда отменили. Это громкая ситуация. Так же ситуация была признана небезопасной, когда в Египте были нападения акул на человека. Тогда МИД рекомендовал не ехать, Роспотребнадзор подключился с Онищенко, и Ростуризм признал ситуацию небезопасной для жизни и здоровья российских граждан.
— В таких ситуациях появляется ли право выехать досрочно у тех туристов, которые уже там?
— Любой потребитель может выехать досрочно — вопрос в том, за чей счет. В громкой ситуации с Египтом операторов обязали вывезти своих туристов, и операторы это сделали. Это было огромное финансовое бремя, потому что у них были организованы чартеры, которые летают планово и не могут быстро перестроиться. Перевозчики, естественно, быстро подняли цены на этот период, так что операторы вывезли, но это было для них недешево. Главное, что ситуация была критической в стране. И это единственный прецедент, когда операторов заставили за свой счет вывезти своих туристов. Больше таких прецедентов на рынке не было. Сегодняшняя ситуация трагична, но она явно не повлечет за собой такого решения. Теракты происходят везде, от них не застрахован никто. Преступники — это преступники, у них мышление, отличающееся от мышления обычного человека. Если такая ситуация повторится, не дай Бог, где-то еще на территории Туниса, то это может тоже стать основанием для рекомендации не ехать в эту страну. Теоретически это возможно.
Я не преуменьшаю ужас этой ситуации, но для признания страны небезопасной существует определенный порядок, — говорит Надежда Ефремова. — В том же Египте сначала запрет на продажу туров был на весь Египет, а потом только на Каир и регионы, где происходила революция. Курорты функционировали, и люди туда ездили. То есть выезд можно ограничивать локально.
Другие материалы о ситуации в Сусе и других событиях на курортах Северной Африки читайте на странице Теракт в Тунисе.
[:wsame:]
[:wsame:]