Выборг - кусочек Европы в России и любимый покой знаменитостей
Поездка в Выборг – самый простой способ побывать в Европе, не покидая России. Лучше всех это знают жители Петербурга, которые говорят: если что-то гнетет и нет в душе покоя, если хочется куда-нибудь, а куда – не знаешь, поезжай в Выборг
Поездка в Выборг – самый простой способ побывать в Европе, не покидая России. Лучше всех это знают жители Петербурга, которые говорят: если что-то гнетет и нет в душе покоя, если хочется куда-нибудь, а куда – не знаешь, поезжай в Выборг. Особое настроение этих мест коротко охарактеризовал в очерке «Финляндия» Осип Мандельштам: «...сюда ездили додумать то, чего нельзя было додумать в Петербурге».
Лучше всего в Выборге для этого подходит парк Монрепо, любимое место многих поколений питерцев. Когда-то давно, еще в шведские времена (Выборг был основан под короной Швеции), на этом берегу Финского залива был скотный двор – Лилл Ладугорд. Считается, кстати, что именно тут началась история города Выборга, а само его название произошло от фамилии крестьянина Йохана Выборга, управлявшего Лилл Ладугордом.
В XVII веке этот кусок земли получил в собственность комендант Выборгской крепости – он осушил болота, разбил парк и построил дачу. Новое имение вскоре отошло принцу Фридриху Вюртембергскому, будущему шурину Павла I, а от него – барону Людвигу Николаи, бывшему воспитателю императора. Именно при Николаи в Монрепо появился прекрасный усадебный дом и необычный парк, единственный в своем роде. Барон Людвиг Николаи был поэтом и устроил романтический парк, в котором каждый уголок имеет свое настроение, а целиком – отражает всю гамму чувств и эмоций, которые испытывает человек.
[:image:]
Это скальный парк. Здесь все вписано в воду и камень – в особый местный гранит рапакиви: и остров Людвигштайн (Остров мертвых), и белая скульптура Вяйнямейнена, и обелиск братьев Броглио на Левкадийской скале, и храм Нептуна (открыточного вида павильон, восстановленный на поросшем соснами мысу в конце XX века, сгорел пару лет назад), и китайские мостики.
Любимое детище барона Николаи ждала страшная судьба. И дом, и парк, и Остров мертвых, где нашли последний приют его хозяева, были многократно осквернены. Мрамор некрополя пошел на бордюры, скульптуры были разбиты, павильоны разорены, пруды заросли, парк пришел в запустение – обычная, к сожалению, страница в истории многих российских имений. После Великой Отечественной войны в доме устроили санаторий и детский сад, в оранжерее – службу ЖКХ. Флигель, который семья Николаи построила для своей библиотеки, стал жилым домом, а сам Монрепо – парком культуры и отдыха имени Калинина с каруселями, аттракционами и музыкой из репродуктора.
[:image:]
Так было до 1988 года. Академик Лихачев, заступничество которого сыграло решающую роль в современной судьбе Монрепо, очень любил это место. Часто приезжал сюда, уходил в парк и подолгу сидел в одиночестве на камнях. Это был и «его покой».
Расстояние от Москвы: 843 км
Странное нашему уху слово «монрепо» – это французское mon repos, «мой покой».