Из спортсменов – в крепостные
Если кто на это согласится, то только за деньги. Большие и регулярные
Вот тебе, бабушка, и Юрьев день! Вернее, вот вам, спортсмены, и заседание профильного комитета Госдумы. Министерство спорта РФ с подачи депутатов собирается выделить из лучших спортсменов России, которых у нас по всем видам предостаточно, «золотую сотню».
Входящим в нее будут выплачивать на регулярной основе значительные средства – только чтобы они не меняли гражданство ввиду отсутствия международных соревнований. Идея такая возникла на обычном, самом будничном собрании комитета ГД по физической культуре и спорту.
– У нас заложены в бюджете деньги на выплаты за Олимпийские игры, мы от них пока не отказываемся (имеются в виду выплаты за медали. – Авт.), – начал издалека приглашенный на заседание заместитель министра спорта РФ Алексей Морозов. И тут же выдал любопытный инсайд: – Программы подготовки к летней Олимпиаде 2024 года в Париже и зимней 2026 года в Милане и Кортина-д’Ампеццо не свернуты (как это ни странно, но, несмотря на отсутствие приглашения Олимпийскому комитету России и полную неопределенность по поводу нейтрального статуса, российские спортсмены, даже те, кто стопроцентно потерял всякие шансы на участие в Олимпиадах, упорно продолжают готовиться к ним. – Авт.). Тем не менее помощник президента РФ Игорь Левитин уже анонсировал, что на придуманных и организуемых нами альтернативных «Играх дружбы» предусмотрены выплаты, соответствующие Олимпиадам. Это 4 миллиона рублей за золото, 2,5 миллиона – за серебро и 1,7 миллиона – за бронзу. Ту зарплату, которая у нас есть для каждого спортсмена, то есть максимально 147 тысяч рублей, в следующем году Центр спортивной подготовки доведет до 200 тысяч. То же самое касается тренеров. Кроме того, мы хотим ввести понятие «золотая сотня». Для выдающихся спортсменов, чтобы их не перетаскивали в другие национальные сборные, чтобы была обеспечена достаточная заработная плата...
Что тут началось! Слушавшие этот доклад чиновники-коллеги чуть с кожаных кресел не попадали от такого неожиданного и радикального во всех смыслах предложения. А те, кого оно может коснуться, напротив, схватились за головы. Ведь это же, по сути, узаконенное крепостничество для спортсменов, только за деньги – большие и регулярные.
«Собеседник» узнал, что о такой не имеющей аналогов в мире инициативе думают в спортивной тусовке. Мнения предсказуемо разделились.
– Ну а что вы хотели, нужно же как-то стимулировать спортсменов на новые чемпионские подвиги и мотивировать их продолжать делать это во благо нашей, а не чужой родины, во имя и благо страны, которая так много в них вложила, особенно материально, на всех этапах подготовки, – сказала «Собеседнику» олимпийская чемпионка по конькобежному спорту и депутат Госдумы Светлана Журова. – Ведь какими бы выплатами в нынешних условиях государство ни обеспечивало спортсменов, даже если они близки или равны призовым до тотального отстранения, это многим не заменит радости от достижения величайшей мечты жизни – становления олимпийским чемпионом... Это же единственный спортивный титул, у которого не появляется приставка «экс» после следующих соревнований. Бывших олимпийских чемпионов не бывает, это самый главный титул, который с тобой навсегда. Поэтому любой спортсмен будет стремиться именно к олимпийским наградам. Для чего, вполне возможно, будет готов и поменять спортивное гражданство. И скольких выдающихся фигуристов, конькобежцев, лыжников, спринтеров, стайеров мы таким образом можем потерять навсегда?
– В целом инициатива приличная, да, такого в мире еще не было, но есть много нюансов, – поспорила с коллегой в разговоре с «Собеседником» шестикратная олимпийская чемпионка по конькобежному спорту, лучшая конькобежка в истории Лидия Скобликова. – Во-первых, почему лишь сто человек? Только в программу современных Олимпийских игр входит 28 летних (42 дисциплины) и 7 зимних (15 дисциплин) видов спорта! А это тысячи и тысячи спортсменов самого высокого уровня, и в сотню лучших из лучших их объективно не уместишь. Во-вторых, если отбирать любое количество самых лучших, кто и как это будет решать? Особенно если все, что нам остается – это внутренние соревнования с нашими же судьями. Не случайно на национальных стартах не фиксируют мировых рекордов, ведь рефери своим любимчикам могут от души любые цифры нарисовать. И тут так же: может получиться, что результаты на разных стартах будут искусственно завышать, чтобы помочь попасть в «золотую сотню». Это может породить очень нездоровую конкуренцию и иные негативные последствия. Ну а самое главное – дело-то все в нашем полном бане! И лучше бы в Госдуме прикладывали усилия в этом направлении. То есть не решали, что делать в условиях мировой изоляции, а думали, что бы сделать, чтобы этот железный занавес снова рухнул. Впрочем, ответ-то очевиден.