Всегда они возвращаются. Как фигуранты допинг-скандалов остаются в спорте
В российском спорте продолжают работать люди, дисквалифицированные из-за допинга. Для этого они придумывают разные схемы
Российских легкоатлетов в 11-й раз подряд отстранили от участия в международных соревнованиях. Одной из причин стало то, что в нашем спорте продолжают работать тренеры и доктора, дисквалифицированные из-за допинга. Для этого они придумывают разные схемы – каждый свою.
Тренер-охранник
Главным Доктором Зло российской легкой атлетики считается мордовский тренер по спортивной ходьбе Виктор Чёгин. С 2005 года на употреблении запрещенных средств были пойманы 23 его ученика. Формально сам тренер был отстранен только в 2015-м. А по факту?
Мордовский легкоатлетический центр больше не носит имя Чёгина, но по-прежнему является основным местом его работы. Бывший тренер теперь отвечает за охрану комплекса. В 2016-м, через полгода после отстранения, он основал в Саранске охранную фирму «Честь-С». Не прошло и 30 дней, как ей достался первый контракт на охрану школы олимпийского резерва по легкой атлетике. Сотрудники «Честь-С» имеют беспрепятственный доступ в спортивный комплекс.
Неудивительно, что Чёгина видели вместе со спортсменами. В тренировке с участием отстраненного Чёгина были замечены пять спортсменов, в том числе серебряный призер чемпионата мира Сергей Широбоков. На первый раз спортсменов простили, но повторная тренировка с Чёгиным грозит им дисквалификацией.
Тренер-водитель
В 2016 году Спортивный арбитражный суд Лозанны на 10 лет отстранил тренера по легкой атлетике Владимира Мохнева. Он был признан виновным в хранении, транспортировке и распространении запрещенных веществ.
Теперь у тренера новая работа – он водит автобус. И даже оформил статус ИП, основной вид деятельности – «техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств».
Хороший водитель всегда знает дорогу. Знает и Владимир Мохнев, потому что очень часто возит легкоатлетическую команду до стадиона. А в перерывах между поездками раздает советы спортсменам. На днях «Рейтер» обнародовал его фото на беговой дорожке с секундомером в руках.
Сам тренер комментирует: «Я могу идти туда, куда хочу. Или я прокаженный?» С точки зрения российских законов – все чисто. А по законам WADA – наоборот… За сотрудничество с тренером спортсмены рискуют карьерой.
Тренер-преподаватель
С августа 2017 года Валерий Волков был отстранен за нарушение антидопинговых правил на четыре года. Тренер склонил спортсменку к отказу от сдачи допинг-пробы в рамках чемпионата Москвы. Однако не прошло и года, как тренер снова начал работать с бегунами в Москве. Информация об этом простодушно появилась на сайте Московского энергетического института, на территории которого находится стадион. Валерий Волков еще и значится там преподавателем кафедры физкультуры и спорта (отделение «Легкая атлетика»).
Доктор-лектор
Спортивный врач Сергей Португалов был специалистом по допинг-контролю, но в 2017 году спортивный суд Лозанны решил, что он перестарался. Одно из обвинений – «Распространение или попытка распространения запрещенной субстанции или метода». Итог – пожизненная дисквалификация.
Однако бан в легкой атлетике не поставил крест на его карьере. Сегодня Португалов – один из владельцев компании «Клоков. ТСТВ», которая занимается платными тренингами и консультациями для тяжелоатлетов. Одна из услуг – чтение лекций на тему фармакологического обеспечения в подготовке спортсменов (как раз по профилю).
– Тренеров отстраняют, но сама жизнь заставляет их работать дальше, – рассказал бывший член президиума Всероссийской федерации легкой атлетики Алексей Кустов. – Это ремесло всей их жизни. Раньше такого явления, как отстранение тренеров, не было. Оно появилось в последние годы, в период Виталия Мутко. Обычно проштрафившиеся люди тихо уходили сами. Мне, как и многим в легкой атлетике, известно, что бывший тренер сборной Валентин Маслаков «кормил» одну из знаменитых спортсменок. После этого он проработал еще 20 лет, пока сам не ушел.
* * *
Материал вышел в издании «Собеседник» №22-2019 под заголовком «Всегда они возвращаются».