Лучший бомбардир ВХЛ: У меня еще не было многомиллионных искушений
Нападающий и лучший бомбардир «Лады» и всей лиги Александр Тимирев дал большое эксклюзивное интервью Sobesednik.ru
Нападающий и лучший бомбардир «Лады» и всей лиги Александр Тимирев дал большое эксклюзивное интервью Sobesednik.ru.
Тимирев и «Лада» стали участниками главных сенсаций сезона 2018/19 в Высшей хоккейной лиге (ВХЛ). Игрок набрал в регулярном чемпионате 61 (32+29) очко и стал рекордсменом Лиги по этому показателю. Однако его команда вылетела уже в первом раунде плей-офф, уступив красноярскому «Соколу» в четырех матчах, притом домашних: из-за Универсиады-2019 красноярцы все игры проводили на чужом льду.
В большом интервью Sobesednik.ru Александр Тимирев рассказал о провале и рекордах сезона, смысле тренировок после вылета команды из плей-офф, проблемах сохранения результативности при переходе из молодежного хоккея во взрослый, раздражающей алчности, борьбе с лишним весом и о многом другом.
«Год ждали – и так, грубо говоря, обосрались»
– Ну, как вы? Отошли от… Даже не знаю, как назвать…
– Поражения?
– Ну, наверное, можно и просто «поражения»...
– Ну, да уже так, более-менее. Но в голове это держится; игры смотришь – думаешь, блин, могли и мы там играть. А сейчас тренируемся просто...
– О, это, мне кажется, редкость, особенно в Высшей лиге – чтобы игрок сам смотрел…
– Да, а что делать – хоть смотреть, раз сами не смогли… Друзей много в разных командах.
– Как вы считаете, ранний вылет «Лады» – это главная сенсация в этом плей-офф ВХЛ?
– Ну, не сказать, чтобы главная, но одна из. Неожиданно, что «Альметка», например, вылетела. Но «Сарыарка» очень сильная команда. «Звезду» с «Рубином» смотрел, болел за пацанов. Я сам тюменский, но и за «Рубин» играл, и за «Звезду»… Просто за интересный хоккей болел. Справедливо «Рубин» прошел дальше, я думаю, поопытней команда. Мне нравилось, как «Звезда» играла, но просто не повезло: не забили, сами пропустили, и там уже не получилось нагнать.
– В чем все-таки причина того, что «Лада» вылетела так рано?
– Даже не знаю, как на это ответить… Сами виноваты, что где-то ненужные удаления у нас были – и они забивали. У нас были моменты, те же [их] удаления, большинство, но мы не забили нужные голы. «Чуйка» где-то ушла. У меня так же: ничего для команды не сделал полезного в плей-офф.
– Много обсуждалось, что все матчи команда дома провела… Это плюс или минус?
– Я считаю, ни то, ни то. Какая разница, где играть? Конечно, хотелось играть при своих болельщиках. Может, чуть-чуть где-то думали, что нельзя при своих трибунах проиграть. Но все равно лед везде одинаковый. Просто по игре проиграли.
– Как в целом сезон оцените?
– Если вместе с плей-офф, что вылетели, то на «двойку», наверное. Как бы весь сезон ждали этого и так, грубо говоря, обосрались…
– Я, кстати, с вами согласен в оценке на «двойку», потому что многие любят выкручиваться – типа, ну, регулярку-то прошли хорошо, но реально-то сезон по плей-офф должен оцениваться!
– Ну, конечно, смысл этого регулярного чемпионата [в отдельности]? Тебе за это ничего не дают, что вверху был где-то весь чемпионат, а потом вылетел в первом раунде.
– Чем занимались после того, как вылетели? Был отпуск, насколько я понимаю, краткосрочный, потом вернулись на лед?
– Да, начались тренировки. Там в основном на технику, на культуру паса.
– А скажите, зачем нужен этот временной аппендикс между фактическим окончанием сезона и окончанием сезона юридическим, то есть когда заканчиваются контракты?
– Иначе долгий отпуск слишком будет. Если убрать эти тренировки, будет [отпуск] три-четыре месяца. Один ты все равно не так [эффективно] тренируешься, как с командой. Легче тренироваться. Ну и контракты все равно до 30 апреля, все равно должны их как-то отрабатывать.
– Ну, не знаю, можно подойти к руководству и сказать, мол, ребята, ну чего мы тут друг друга мучаем… Есть ли смысл, когда определенный процент игроков все равно уходит?
– Не знаю, я бы не хотел такого. Наоборот, с командой тренируешься хоть как-то. И таких тренировок нет, что наработки какие-то тактические. Чисто на технику, на поддержание физической формы.
– Не жду откровений о будущем, но прошу на один вопрос ответить: говорили, что у вас три предложение от клубов КХЛ. Это правда?
– Ну, было, да, такое…
«Надо верить в себя. Можно заморочиться – и больше так и не пойдет»
– Вы были самым крутым игроком в регулярке в истории ВХЛ. Следили, отжигал ли кто-то еще так где-нибудь?
– В этом сезоне мне альметьевская тройка понравилась. Братья Альшевские хорошо взаимодействовали друг с другом, много забивали. Стас забивал, Ярик ему отдавал…
– А в целом по другим сезонам, по другим лигам? Типа «я хочу, как мой бывший одноклубник по "Красной Армии" Кучеров, 100 очков за сезон»?
– Как он – это сколько надо работать! Чтобы 120 очков уже… Ну а так, по Высшей лиге до этого не особо прям следил. Я не набирал так много очков в предыдущих сезонах. За своей статистикой следил и все. А здесь с начала сезона шел в лидерах бомбардиров. Ну и приходилось поглядывать, как, кто, где набирает, догоняет ли…
– У вас в этом сезоне был совершенно фантастический матч, в котором вы семь очков в одной игре набрали!
– А, да, с китайцами…
– Обменяли бы эти семь своих очков на два для команды?
– Я бы все свои очки отдал бы, чтобы «Сокол» прошли!
– А как вам вообще новая система начисления очков? Она как-то повлияла на итоговую расстановку команд?
– Да мне как-то без разницы, играешь и играешь. Правда, получилось, что много команд весь сезон близко друг к другу шли, разрыва нет такого огромного. Одно очко цепляешь – и уже недалеко [от верхнего места].
– Вы нашли для себя ответ, почему лично вы в этом сезон так здорово выступили?
– Да много факторов. Тренер доверял много. Партнеры такие у меня были, которые все для меня делали. Скажем, это не секрет, что они старались где-то на меня больше играть. Ну и у меня где-то фартило.
– Я правильно понимаю, что вы ведь фактически к Анатолию Емелину шли в «Ладу»?
– Да. Я в прошлом сезоне начинал в «Звезде», потом обменяли в «Югру» [к Емелину]. Ну и хотя я не мог забить, он как-то там доверял, где-то поддерживал. Мне нравится, когда тренер поддерживает, у меня так больше уверенности и больше получается.
– Но при этом не всем игрокам удается, что называется, дважды в одну реку войти. Я как-то разговаривал с обладателем Кубка Стэнли Дмитрием Афанасенковым, он 15 лет назад играл в «Ладе» у Петра Ильича Воробьева. Через несколько лет Воробьев снова позвал Афанасенкова, уже в «Локомотив», и после этого Дмитрий даже слышать о Воробьеве не хотел…
– Ну, возможно, такое было бы, если бы я не забивал, где-то плохо бы начал играть. Понятно, отношение тренера все равно поменялось бы, меня пришлось бы убирать ниже-ниже-ниже, на игры не ставить.
– А к кому бы еще из тренеров пошли бы, не задумываясь? Вот, многие обожают сейчас Илью Воробьева, Знарка…
– Ну, я с ними не знаком, нигде не пересекался… Вот, я у Крикунова, кстати, был. Мне понравилось. Я был у него в «Нефтехимике» и упражнение с баллонами «цепанул». Но, понятно, он великий тренер...
– Великий прям?
– Ну, один из таких. В российском хоккее значимая фигура. Мне давал играть, мне нравилось.
– Но не напугали вас баллоны?
– (Смеется.) Ну, неприятная штука. Я там приболел еще, и не получилось, так скажем, завершить это... (Смеется.)
– Не дотащили до конца площадки?
– Да, не все серии пробежал.
– У вас это не первый сезон в карьере, когда вы феерите. Но все предыдущие были по «молодежке». Как сохранить бомбардирские качества при переходе во взрослый хоккей? Это ведь большая проблема на самом деле.
– Большая, да. Когда из МХЛ выпустился и пришел в ВХЛ, в «Рубин», я, казалось, все так же делал – и обыгрывал, и «один в ноль» выходил, но шайба просто не шла. Не мог забить. Я там за полсезона шайбы три забил. Я считаю, это все от головы идет. Надо верить в себя. Можно заморочиться – и больше так и не пойдет [игра]. Так что лучше как-то не думать об этом.
– Криштиану Роналду как-то сказал, что голы – как кетчуп: ты трясешь-трясешь бутылку, а потом бах – и полная тарелка вываливается.
– Да, это так и есть в принципе.
«Костюм-сауна – маркетинговая фигня»
– Блиц. На что у вас не хватает времени?
– Что-то как-то сложно сразу. (Смеется.) С семьей побыть не хватает времени. С девушкой – всегда, а семью редко вижу.
– Любимое упражнение в тренажерном зале?
– Жим лежа.
– Сколько жмете?
– Ну, до микротравмы плеча максимум жал 130.
– Это вот та, которая у вас перед Новым годом была, из-за чего вы пропустили часть сезона?
– Да-да-да. Сейчас уже давно не жал, залечивал.
– Как восстанавливаться после таких вещей?
– Сначала, чтобы воспаление ушло – пауза, а потом начинай закачивать потихоньку с маленькими весами, с резинкой. Начни нагружать, чтобы мышцы в тонус приходили. И закачивай.
– Повлияла эта травма на вашу игру во второй половине сезона?
– Я думаю, да. Где-то неуверенность была, где-то чуть-чуть страх – опять такое получить не хотелось…
– Самая бесполезная вещь у вас дома?
– Бесполезная… Сейчас – Sony Playstation. Как привез, ни разу даже не включил ее. Раньше, бывало, играл. А что делать дома? Лежишь, играешь.
– А почему сейчас перестали?
– Возможно, уже не так интересно. Больше игр лучше посмотрю, нарезки матчей.
– Ну, в команде наверняка есть ребята, которые играют – даже с ними нет желания сразиться?
– Да не, как-то...
– Мимо чего не сможете пройти в магазине?
– В любом магазине?
– Да, может, в вещевом, может, в продуктовом… Сладкое, например, обожаете…
– Да вот, наоборот, сладкое не люблю.
– А как после игр потерю калорий восстанавливаете?
– В раздевалку пиццу привозят. Кусочек-два съел – и нормально.
– Не фанатеете от пиццы? Потому что по мне это такой фаст-фуд, с которым просто невозможно остановиться: начинаешь есть, и пока желудок не забьешь…
– Вот да! Я как бы люблю, но где-то стараюсь не передать такое.
– Ну да, у вас телосложение тем более плотное…
– Да, проблемы с этим могут быть.
– А как с этим боретесь? Ведь в отпуске наверняка лишний вес набирается. Что делаете?
– Ну да. Стараюсь правильно питаться. Где-то диеты. Тренировки такие, чтоб потеть больше. В отпуске стараюсь скидывать-скидывать, потому что в сезоне не получается сбрасывать вес. Там игры, там надо питаться, чтоб были силы. В отпуске как-то с этим полегче, где-то можно перетерпеть [когда тянет на еду], где-то что-то не доесть.
– А в костюме-сауне не бегаете?
– Раньше, пару лет назад, бывало, покупал.
– Ну, помогает, или так, маркетинговая фигня какая-то?
– Да, фигня. Вода выходит просто.
– Легендарный Крис Челиос любил…
– ...велик в бане? Да-да-да. Ну, это огромная нагрузка на сердце. Я бы не стал так делать.
– А посоветуйте какую-нибудь диету, как быстро сбросить вес?
– Быстро? У меня вот были такие моменты, что быстро скидывал, и неправильно, а потом оно набирается в два раза больше. И еще тяжелее это все держать, скидывать. Каких-то специальных диет, из интернета, например, я не использовал, просто стараешься поменьше есть. В отпуске макароны не есть. Где-то поменьше молочных продуктов. Все эти «кока-колы», сладкие напитки… Просто воду надо пить обычную. Я знаю, допустим, перед едой минут за 5-10 надо сначала попить, а потом, после еды, не пить.
– Я, кстати, тоже не запиваю еду, а вот родители мне еще с детства говорили – «нет, надо запивать, надо запивать»…
– Да, мне так же. (Смеется.) Поэтому так сейчас и мучаюсь.
– Что сильнее всего раздражает в современном мире?
– Тяга к деньгам. Зависимость. Деньги сейчас решают все.
– Но вы не поддаетесь?
– Ну, как… (Улыбается.) У меня еще не было многомиллионных контрактов. Искушений. Как жил, так и живу. Такого, дорогого ничего нет. И нет такой тяги, что если одежда – то только брендовая.
– То есть джинсы, про которые вы как-то говорили, что тяжело на ваш размер найти, у вас обычные?
– Да, за 2-3 тысячи рублей обычные джинсы. Если нашел – то счастлив вообще! (Улыбается.)
– Россия в трех словах?
– Величие. Отвага. Мужество.
– В чем КХЛ круче, чем НХЛ?
– Ф-ф-ф-ух. Думать надо. (Смеется.) А то скажу что-то не то и не попаду в КХЛ. (Смеется.)
– Тогда можем облегчить и сравнить ВХЛ и АХЛ, хотите?
– Да, так лучше, но… (Смеется.) Может, здесь как-то так играют – хотя уже все переходят на канадский хоккей, бей-беги – но все равно в России побольше, наверное, такого советского хоккея… АХЛ не смотрел ни разу, но по рассказам там все только бьют-бегут. У нас, в «вышке», может, где-то и на технику [игра].
– То есть у нас будешь целее и умнее?
– (Улыбается.) Ну, скажем так, да.