Петерс Покровскис: Самый красивый хоккей
Обозреватель Sobesednik.ru – о женском хоккее в России и его неизбежных нюансах
Обозреватель Sobesednik.ru – о женском хоккее в России и его неизбежных нюансах.
Как-то так вышло, что при своем хоккейном бэкграунде я никогда не видел женский хоккей. Ни вживую, ни по телевизору. Можно, конечно, поерничать, что в иных матчах некоторые игроки или даже команды действовали сродни слабому полу, но, во-первых, в целом понятно, что это и юмором назвать можно с натяжкой; во-вторых, даже если серьезно, то как сравнивать, если не видел?!
За всю свою жизнь я сталкивался с женским хоккеем только дважды. Первый – когда много лет назад увидел у своего друга в социальной сети симпатичную девушку-хоккеистку; но вскоре я узнал, что это и есть его спутница, и мой интерес угас, не разгоревшись. А второй был минувшей зимой: этот Новый год я встречал в Дмитрове, который в праздники принимал у себя молодежный чемпионат мира по хоккею среди девушек.
Более того, все команды базировались в той же гостинице, где я остановился. Посмотреть на самых красивых хоккеисток мира в полной мере мне, впрочем, не довелось – турнир начинался, кажется, 6 января, а уже 1-го я уезжал – однако галочку себе поставил. Поэтому когда у меня возникла срочная надобность приехать в Дмитров, я успел заглянуть и туда, где базируется сильнейший клуб России последних лет ЖХК «Торнадо». Тем более что принимали они в тот день уфимскую «Агидель», и именно ей они минувшем сезоне уступили «золото».
Правда, узнать об этом случайному человеку почти не представлялось возможным; и даже стенд у ледового дворца, где прежде красовались анонсирующие турнир растяжки, нынче украшает афиша концерта Александра Малинина (а рядом, кстати, были раскиданы чьи-то ноты).
Дмитров – город нестабильно хоккейный. Оба этих определения сильно связаны друг с другом; в древней столице кто только ни базировался: и местный ХК «Дмитров», который давным-давно даже стал бронзовым призером Высшей лиги (о чем напоминает лишь памятная «тарелочка», задвинутая за кучу других, очевидно менее значимых трофеев), и московские «Крылья Советов», и странное формирование «Звезда-ВДВ», сейчас вот МХК «Динамо» квартирует; но никто по сути так и не прижился. Зато почти каждый год какой-никакой профессиональный хоккей там обитает.
«Торнадо» в этом смысле пока, может, и не верховодит – в центральном круге на льду, к примеру, залита эмблема «Динамо» – но, пожалуй, шансы у него выше остальных: здесь даже продавщицу в хоккейном магазине и работниц столовой у дворца спорта интересует, как сыграли девушки.
Столовая, кстати, достойна отдельных слов восхищения. Когда я взял на ужин столько еды, что та не поместилась на поднос, причем картофельное пюре, например, было из клубневой, а не порошковой картошки, да еще и на молоке, и заплатил за это 280 рублей, я подумал, что сюда, наверное, ходит ужинать пол-микрорайона. И, кажется, так и есть: я оглядел зал, и по крайней мере по внешним признакам ни один из соседей к хоккею явного отношения не имел.
Зато на трибунах публика своеобразная. Когда некоторые начали махать выходящим на лед хоккеисткам, я, конечно, убедился в догадке, что в числе средневзвешенных 200 зрителей за матч немало друзей и родственников. В конце концов, с чего бы еще пожилым бабушкам, с которыми я прососедствовал первый период, ломиться на хоккей. Но были и совсем диковинные персонажи. Например, парень в спортивном костюме с уложенными длинными волосами и барсеткой, в которой он хранил табакерку с насваем и регулярно туда сплевывал. Или брутального вида девушка с банкой энергетика (я сначала подумал, что пива).
Если говорить об игре, то ЖХЛ – это такой как бы хоккей в миниатюре. Причем сразу в двух фундаментальных смыслах.
Первое: если забыть про пол и возраст, то кажется, словно играют еще неокрепшие юноши. Мысль в действиях игроков видна, но скорости невысокие, броски слабенькие, борьбы минимум, и еще много-много-много брака. Был в моей спортивной юности какой-то длинный анекдот о том, чем хоккей лучше секса: тем, например, что в хоккее «два в одного» – обычное явление. Так вот, из-за несметного количества ошибок в женском хоккее выходы 2 в 1, 3 в 2, а также 3 в 1 дело еще более частое.
Временами игра уплотняется и ускоряется, и тогда в некоторые моменты прямо дух захватывает, но в остальном это отличный материал для анализа начинающим тренерам: можно четко разобрать, как действует соперник и к чему это приведет, ну и действия своих подопечных рассмотреть. Если не забывать делать скидку на исполнительский брак, конечно. Наставник «Агидели» Денис Афиногенов сказал мне, что работа с женским коллективом – это ко всему прочему еще и хорошее испытание с точки зрения психолога: вроде бы только забили и впору успокоить игру, а девчонки вдруг начинают творить не пойми что.
А второе – это и потому, что на ЖХЛ можно наблюдать, пожалуй, самый красивый гимн России.
И потому, что – и это сколь трогательно, столь же и естественно – девчонки всегда остаются девчонками. Только что они стиснув зубы мчались за шайбой, но делали это в полностью закрывающих лицо масках или жестко пререкались с судьями (тоже женщинами, кстати), но нежными голосами. Но закончив смену и садясь на лавку, кто-то снимает перчатку, чтобы посмотреть, не сломался ли еще один ноготь, а кто-то поправляет золотой браслетик на запястье. А когда девушки наконец скидывают свои защитные доспехи и выходят из раздевалки в тренировочной форме или уже в верхней одежде и в макияже, ты соглашаешься, что лозунг «ЖХЛ – красивая лига» выбран совершенно справедливо...