Заслуженные мастера спорта, народное признание и любовь начальства
Главный скандал последних дней — награждение футболистов сборной России званиями заслуженных мастеров спорта
Главный скандал последних дней — награждение сборной России. Футболисты, дошедшие до 1/4 финала домашнего ЧМ, стали заслуженными мастерами спорта.
Чемпионы в других видах спорта и футбольные ветераны жалуются на «обесценивание» почетного звания: дело в том, что по правилам его дают за призовые места на Олимпиаде или за победу на чемпионатах мира. Есть, правда, и третий вариант: за «выдающийся вклад в повышение авторитета» страны и российского спорта. Награждая футболистов российской сборной, власти явно имели в виду именно это.
Уже то, что возмущаются этим награждением в основном спортсмены, говорит о том, что награждение на самом деле справедливо. Страна сейчас влюблена в сборную, которую еще недавно напропалую критиковали все. А внутрицеховые разборки по поводу почетных званий — привычное дело.
Вспомните, сколько раз вы читали или слышали в воспоминаниях о том или ином артисте, как он страдал от того, что не стал заслуженным или народным. Параллель с тем, чего стоят эти звания сейчас, проводят и в нынешнем «спортивном» скандале: мол, спел немудреную песенку на концерте в Кремле — уже и «народный». А теперь и до спорта добрались.
Оно, может, и так. Но тех же артистов помнят и знают в независимости от того, есть у них на выходном пиджаке значок официального признания заслуг или нет его. Их любят за другое.
А вот со спортсменами в этом плане провал. Олимпиады и чемпионаты вызывают в россиянах подъем чувства, но не болельщицкого, а патриотического. Стараниями пропаганды победы и достижения воспринимаются не как спортивные подвиги, а именно как «вклад в повышение авторитета» страны на международной арене.
Футболу, конечно, повезло с популярностью больше: футболисты всегда на виду, их хотя бы знают. А российских чемпионов даже минувших Олимпиад по фамилиям знают — или помнят через-год два — только завзятые болельщики соответствующих видов спорта. Не говоря уж о том, чтобы узнать в лицо на улице и, например, попросить сделать селфи. А ведь именно этим и измеряется сейчас подлинная народная слава.
Так что государство, пожалуй, право, когда отмечает тех спортсменов, которые блестяще сработали в рамках его, государства, операции по поднятию престижа страны. Правда и то, что это действительно не имеет почти никакого отношения к собственно спортивным достижениям. Но в конце концов, спортсменам ли это не знать? Ведь, пожалуй, самые преуспевающие из них в «жизни после спорта» — это те, кто подался в депутаты. Должны бы понимать государственную логику.
Грустно, что не складывается с народной любовью. Но барская, начальственная любовь — дело совсем другое, там другие критерии. Точно не секунды, не сантиметры, не голы и баллы.