Калининградский стадион ЧМ-2018 увяз в топях, деньгах и скандалах

В Калининграде на месте, где пройдут игры ЧМ по футболу – 2018, стадион пока окружают горы песка и болотистые лужи

Фото: Shutterstock

В Калининграде на месте, где пройдут игры ЧМ по футболу – 2018, стадион пока окружают горы песка и болотистые лужи.

Остров невезения

– Чего там смотреть? Только пробки, – слабо отбивался таксист от моего заказа – съездить к будущему стадиону.

И впрямь пробка была вполне себе на 7 столичных баллов. Длинная эстакада, забитая машинами. Справа – жилые дома, девятиэтажки из прошлого века. Слева – еще недавно болото в 220 га, то самое место, где и возводят будущий объект ЧМ. Стадион, похожий на гнездо.

Все вместе это называется Октябрьский остров. С началом строительства стадиона в 2013-м жители забыли про нормальную жизнь: пара мостов, по которым можно было добраться на остров альтернативным путем, с тех пор стоят на реконструкции. А эта эстакада – единственная – задыхается от потока машин.

На стройке, несмотря на то, что приехала я туда в будний день, было тихо. Пара рабочих вдалеке, техника без движения… Вся строительная площадка усыпана толстым слоем песка, сквозь который пробиваются болотистого вида лужи. По ним стайками гуляют сотни чаек…

Главная работа кипит внутри стадиона. Здание выглядит вполне законченным (уверяют, что на 80%). Коммуникации туда уже проведены, а в момент сдачи этого материала в печать стадион подключают к электричеству. Для этого была возведена специальная станция. И ее мощности – чуть ли не единственное благо, которое достанется от этого масштабного строительства жителям района.

И все равно представить, что через полгода здесь будет остров-сад с гостиницами, газонами, бизнес-площадками, школами, торговыми центрами, жилыми домами и парками, невозможно.

Стройка выходит золотой

– К ЧМ, кроме стадиона, максимум сделают парковки, подъезды, газоны, – говорит архитектор из Калининграда Юрий Забуга.

Как же так? Планировали-то по максимуму.

– Рассчитывали, что будет выделено много федеральных денег, и приготовились разойтись на широкую ногу, – продолжает Забуга. – Потом в Кремле решили: средства дадут только на спортивные объекты. На остальные роскошества ищите инвесторов. В итоге центр дал дополнительные деньги только на дороги и 4 тренировочные базы.

Но даже после такой экономии стоимость проекта повысилась с первоначальных 11 до 17,3 млрд руб.

На Октябрьском не строили ни немцы во времена Восточной Пруссии (тогда он назывался остров Ломзе), ни советская власть. Слишком дорого. Там болотистая почва. Ее надо уплотнять песком на 25-метровую толщину, но все равно ничего нельзя строить без свай, даже дорожки. Вот и выходит стройка золотой. Поэтому и не идут сюда инвесторы.

Кто выбрал это место для возведения стадиона – теперь уже не поймешь. Одни говорят, что местные власти. Другие указывают на ФИФА – мол, ее представители из трех предложенных мест выбрали именно это.

Целый год на остров возили тонны песка. В основание стадиона забито 12 тысяч свай.

– Представьте: каждая по 6 м, а загнать их в землю надо на 30 м, то есть одну на другую пять штук, и так по всему периметру. Но и это не 100-процентная гарантия надежности. Под землей – своя жизнь, там целые реки, озера. Грунты тут непредсказуемые: гидрологический режим часто меняется. То есть постоянно идет деформация, а малейший перекос – беда для всего здания, – объясняет Забуга местную специфику.

Он знает, о чем говорит: в 1996-м строил по заказу ЦБ стадион на Куршской косе, где почва не менее капризная.

Эксперт указывает еще на одну опасность:

– У нас есть такое явление – сезонные нагонные ветра. Когда неделями дует ветер с запада, течение идет с моря и «затыкает» реку Преголю, которая начинает разливаться. Территория, где строится стадион, в период нагонных ветров обычно заполнялась водой, и отчасти это спасало город (максимальный уровень – 168 см – был зафиксирован в Калининграде в 1970‑е). Сейчас мы вычленили остров (по проекту его должны поднять на 2,6 м). Но западный-то ветер не отменишь. Куда пойдет вода? Во время половодья выше всего она поднимается в устье, которое в черте города. Значит, надо будет поднимать все набережные. Иначе затопит порт, остров Кнайпхоф – всё, что находится в пойме.

Чего боятся люди

В 2013 году проводились общественные слушания. Забуга вместе с двумя известными в городе архитекторами передали властям замечания по недостаткам проекта.

– Какой эффект?! – удивляется Юрий Иванович моему вопросу о судьбе документа.

Жители ближайших домов тогда и вовсе выступали против стройки. Они боялись подтопления, вибрации от строительства, сноса своих многоэтажек, дорожных пробок. И не зря. Когда пошел тяжелый транспорт с песком, старые проблемы построенных на сваях домов стали видны более отчетливо.

– Динамическая нагрузка на слабые грунты еще более опасна, чем статическая, – говорит Забуга. – А едущая машина – это и есть динамическая нагрузка. Тем более когда нескончаемой чередой едут тяжелые грузовики с 30 тоннами песка каждый.

Есть и хорошие новости: идет реконструкция аэропорта Храброво, он расширяется (до 5 млн пассажиров в год) и уже сейчас выглядит очень современно. По всей области ремонтируются дороги – главным образом те трассы, по которым из Литвы и Польши будут приезжать гости ЧМ. Решено приукрасить фасады стареньких девяти- и пятиэтажек вокруг стадиона. Про ремонт домов пока никто не заикается.

Цифра

45 тысяч человек была изначальная вместимость стадиона. Потом ее сократили до 35 тыс. После ЧМ верхнюю часть арены закроют, отсеяв еще 10 тыс. мест. Обслуживать большой стадион слишком дорого, а оставшихся 25 тыс. региону будет достаточно.

Посадки

С самого начала строительство сотрясали скандалы. Конкурс на разработку проектной документации выиграла омская компания – НПО «Мостовик» (в ее активе – вантовый мост на острове Русский во Владивостоке, объекты к сочинской Олимпиаде). Но с лета 2014-го фирма объявлена банкротом, ее владелец арестован.

Подготовку стройплощадки стадиона на первом этапе вело ОАО «ГлобалЭлектроСервис» («дочка» «Суммы» братьев Магомедовых). Все шло гладко. Однако зимой 2015-го контрольно-ревизионная служба (КРС) правительства области нашла ряд нарушений. Пробы песка показали несоответствие техзаданию. КРС потребовала вывезти весь насыпанный под стадион песок и завезти новый. Фирма заказала независимую экспертизу, которая дала ответ: всё в норме. Спор перешел в суд, и пока конца этой череде тяжб не видно.

Этим летом – новый скандал. 28 июня в офисе компании и местном Региональном управлении заказчика капитального строительства (РУЗКС) прошли обыски. А вскоре были арестованы экс-глава областного минстроя Амир Кушхов (его обвиняют в том, что в сговоре с группой лиц он похитил около 750 млн руб. при строительстве стадиона к ЧМ), сотрудник РУЗКС Сергей Трибунский и топ-менеджер «ГлобалЭлектроСервис» Хачим Эристов.

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №41-2017 под заголовком «Гнездо на болоте».

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика