Все тайны доставки огня Олимпиады-2014 в Россию
Корреспондент «Собеседника» в составе крохотной делегации привезла из Афин олимпийский огонь в Москву, эстафета которого началась потом в Кремле с большого конфуза
Корреспондент «Собеседника» в составе крохотной делегации привезла из Афин олимпийский огонь в Москву, эстафета которого началась потом в Кремле с большого конфуза.
Грекам – рутина, нашим – бизнес
Вы все видели, как это было: у знаменитого Шаварша Карапетяна, бежавшего вторым, внезапно, в безветренную погоду, факел погас. Его, не вынимая одной руки из кармана, поджег обычной зажигалкой охранник.
Теперь весь мир обсуждает, что Россия будет передавать «ненастоящий» огонь, отправив всю эстафету коту под хвост. Но это не так! У нас есть еще лампадки с огнем из Древней Олимпии, за которые отвечала и лично спецкор «Собеседника». Вот как это было.
В столицу Греции мы отправились ранним субботним утром – на специальном рейсе «Аэрофлота». Привезти огонь вместе с «главными по Олимпиаде» зампредом правительства Дмитрием Козаком и главой оргкомитета Дмитрием Чернышенко доверили «уральской молнии» – 74-летней Лидии Скобликовой, единственной 6-кратной олимпийской чемпионке в истории конькобежного спорта, нескольким журналистам и партнерам Игр.
Сразу по прибытии делегация отправилась кортежем с мигалками к древнему стадиону «Панатинаикос».
Стоим, ждем. вдруг смотрю: по соседней улице бежит один из последних греческих факелоносцев, мужчина средних лет. О его появлении ничто не говорило: улочку ради этого не перекрывали, так что на мужика с факелом чуть не наехало такси. Прохожие греки на него тоже, казалось, особого внимания не обращали.
– Это для вас Олимпиада – целое событие, а для нас – рутина, – объяснил мне позже знакомый афинянин Демитри.
Особенно ярко это проявилось на церемонии передачи огня. Вход на нее был свободным для всех желающих.
Однако простых афинян собралось от силы пара сотен человек. К счастью, были наши туристы, которые без устали скандировали: «Россия, Россия!» Позже оказалось, что подсуетились турфирмы, правда, не без выгоды для себя: они продавали путевки с наценкой на заезд на передачу огня.
Каждые полчаса доливают
Зато сама передача огня прошла на удивление гладко: все помнили, как на репетиции не загорелся факел, и боялись чего-то подобного. Но нет: последний грек зажег своим факелом чашу олимпийского огня, от нее зажгли уже другой факел, а его огонь Дмитрий Козак с помощью специально обученных людей поместил в маленькую лампадку. Переночевал огонь – под усиленной охраной – в российском посольстве. Как мне рассказали, в каждой комнате здания находился полицейский или сотрудник спецназа. Лампадка все это время не гасла – она горит на парафиновом масле, которого хватает на 18 часов, хотя каждые два часа его предусмотрительно доливают.
На следующее утро лампадок было уже четыре штуки – по правилам МОК нужно перестраховываться, ведь второй раз, если что, в Древней Олимпии огонь для тех же Игр зажечь нельзя.
Сначала две подставки с двумя лампадками в каждой, как рассказал мне один из бортпроводников, хотели разместить на сиденьях в бизнес-классе. Но не хватило места: всё заняли випы, и никто из них не захотел уступить огню место и пересесть в эконом. Поэтому подставки с лампадками, пристегнув ремнем, установили на последних рядах эконом-класса, прямо рядом с туалетом. Не так почетно, зато из випов никто не в обиде.
Рядом с ними всю дорогу сидели так называемые хранители огня – парень и девушка, которые за всю дорогу не проронили ни слова и никуда ни разу не отлучились. Но мне же в честь приближающегося 30-летия нашей газеты разрешили целых пять минут посидеть рядом с лампадками в кресле и даже подержать в случае турбулентности. Но ее, увы, не случилось. Зато прогуливающийся по нашему салону Дмитрий Чернышенко в мини-интервью специально для «Собеседника» раскрыл кое-какие секреты Игр.
Личный проект ВВ
– Дмитрий, кто отбирал первых десять факелоносцев для эстафеты на Красной площади – лично вы как глава оргкомитета или сам Путин? Ведь это же очень важный и почетный этап.
– От «Собеседника» ничего не скроешь. Не буду лукавить: мы согласовывали каждую кандидатуру с президентом.
– Насколько лично вы свободны решать другие важные вопросы организации Игр – кто зажжет чашу в Сочи, кто будет режиссером церемонии открытия?
– Игры – это личный проект президента. Он сам во время заявочной кампании летал в Гватемалу и теперь за них в ответе. Очевидно, что у Владимира Владимировича есть и интерес, и право быть в курсе вообще всего, каждой мелочи.
Так, за разговорами, мы долетели до Внуково-3 – этот терминал принимает только особые рейсы. Прямо рядом со взлетной полосой самолет встречали почетный караул и военный оркестр, а на Красной площади – президент. До него лампадки довезли в сопровождении кортежа из двухсот байкеров. Это смотрелось грандиозно, но по части торжественности наши, в отличие от греков, немного перестарались. Когда Путин шел по красной ковровой дорожке на свою трибуну, перед ним волонтеры Сочи один за другим поднимали флаги разных стран – специально или нет, но делали они это так, что полотна флагов били ему прямо по лицу. Но Путин стойко сносил неожиданные удары – лицо его даже не дрогнуло, хотя видно было, что кусок ткани хлестко щелкает ему по глазам и щекам.
Не смутился президент и когда внезапно погасло пламя у второго факелоносца Шаварша Карапетяна – героического человека, спасшего десятки жизней, 11-кратного рекордсмена и 17-кратного чемпиона мира по подводному плаванию. Но не нужно из этого недоразумения раздувать пожар. Лампадки еще есть – теперь их даже не четыре, а тридцать. Огонек еще найдется, и Россия еще зажжет.
Смотрите фотогалереи:
Самые серьезные происшествия с участием олимпийского огня [ФОТО]
Самые провокационные и неоднозначные гостраты российского бюджета [ФОТО]
"Кровавая" Олимпиада-2014 в Сочи [ФОТО]
Читайте также:
а также другие публикации о ЗИМНЕЙ ОЛИМПИАДЕ-2014 В СОЧИ