20.01.2014

"Собеседник"-1995: Безобразие, тревога и нокаут

Горячая зима 95-го проходит под знаком чеченской военной кампании: невеселые праздники, скорбное Рождество, тысячи беженцев, сотни убитых. Новогодний номер открывает обращение главного

Фото: Газета "Собеседник" 1995 г. //

Горячая зима 95-го проходит под знаком чеченской военной кампании: невеселые праздники, скорбное Рождество, тысячи беженцев, сотни убитых. Новогодний номер открывает обращение главного:

«...Россия встретила 1995 год пошло: идет безобразная война в Чечне, власть имущие ведут непонятную возню под госодеялом, действия главы государствавызывают законную тревогу, хилый рубль все ниже под ударами доллара-нокаутера... Мы в «Собеседнике» давно решили: держаться подальше от политики, но теперь, когда война стучится и в наши двери, и в наши сердца — молчать мы не будем. С первого номера заявляем: мы открываем свой фронт борьбы с антинародным и безмозглым режимом, где правят бал грачевы, ерины и коржаковы»...  

Тут же в номере следуют наезды и на президента Ельцина, и на его кремлевское окружение. Вот заголовки с полосы «Nota bene»: «Нам нужен порядочный президент», «Берлин взяли за шесть дней, а Грозный штурмуют уже две недели!», «Черномырдина, Рыбкина и Шумейко подозревают в причастности к чеченской авантюре»... Дальше весь год регулярно идут  военные репортажи – в основном Володи Воронова.

Даже макет газеты в тот год стал жестким. А журналисты продолжали «мочить корки» по любой теме - «Собеседник» был и остался «отвязной» газетой. 

«Мне посчастливилось угадать слово из шести букв, обозначающее участь русской деократии: оно начиналось на «п» и кончалось на «ц», - пишет Быков на «Авторской странице» в антиутопии «Октябрь 1995-го».   Запретных тем в стране уже практически не существует, - можно относительно спокойно долбать всё и вся - и потому это уже не так интересно. Журналисты ищут запретных тем. И находят. На этот раз в области русского языка.

К апрелю «Собеседник» дозревает до того, чтобы выпустить пилотный номер первой русской нецензурной газеты “Мать”. Редактор отдела "Эксперимент" Дмитрий Быков в соавторстве с Александром Никоновым на понятном всякому русскому человеку языке высказывают его (русского человека) мысли о чеченской войне, инфляции и коррупции. Из-за обилия в «Матери» ненормативной лексики издание не осталось незамеченным.

По инициативе Сергея Филатова (заметного тогда чиновника из Администрации Президента) против авторов газеты было возбуждено уголовное дело, а авторы - арестованы. Им инкриминировалось "злостное хулиганство" (ст. 206, ч. 2).

Журналистское сообщество выразило бурный протест и авторов выпустили на свободу через два дня, а дело закрыли через два года по причине декриминализации их деяния (под ст. 206 стали подпадать только насильственные действия).

За время следствия и судов успели посадить генпрокурора России, привлечь к ответственности главного редактора "Собеседника" Юрия Пилипенко (как соучастника) и принять новый уголовный кодекс. С тех пор журналисты стали осторожнее в выражениях, но радикальнее в убеждениях.

Позже Дима Быков (один из авторов идеи и ее воплощения на бумаге) скажет, что газета  «Мать» была самой серьезной ошибкой в его жизни, стоившее его близким двух инфарктов. 

В прошлые годы «Собеседник» время отвремени подводил итоги уходящего года. В 1995-м он впервые сделал это посредством опроса 100 известных людей России. В сдвоенном № 49-50 появляется наш “Человек года”. Им с результатом 20 процентов тогда стал Юрий Лужков. 12 процентов набрал Сергей Ковалев, по 7 – Никита Михалков и Борис Ельцин.

Собеседники «Собеседника»: Александр Лебедь, Владимир Этуш, Сергей Курехин, Виталий Коротич, Галина Старовойтова, Федор Конюхов, Влад Сташевский, Юрий Левитанский, Валерий Сюткин, Сергей Маковецкий, Андрей Дементьев, Анне Вески, Виктор Шендерович,  Раймонд Кендал (генеральный секретарь Интерпола)...

С Нового года прирастает новообразованный Европейский союз, входящие в него государства постепенно отменяют пограничный контроль на внутренних границах и ужесточают на внешних. Еще бы – Восточная Европа только начинает приручаться, а в России творится неизвестно что.

Полным ходом идет чеченская кампания. Тем не менее, Ельцина осторожно приглашают присутствовать на встрече стран «Большой семерки». Государство демонстрирует готовность навести порядок на своей запущенной территории: с января валютный рынок России контролируется Цетробанком. 

Год в космосе

9 января российский космонавт Валерий Поляков завершает свое пребывание на космической станции «Мир», длившееся 366 дней.

Пиррова победа

19 января российские войска захватывают президентский дворец в Грозном. 8 февраля Джохар Дудаев вместе со своими вооруженными отрядами покидает столицу Чечни, но боевые действия продолжаются. 6 марта Командование российской армии объявляет о полном контроле над Грозным. 

Расправа года

1 марта убит Владислав Листьев – первый генеральный директор ОРТ, начинавший как журналист и снискавший в годы перестройки всесоюзную славу в качестве одного из ведущих программы «Взгляд» (в числе других его громких проектов – передачи «Поле чудес» и «Тема»). Страна в шоке. Убийцы так и не будут найдены. 

Марш-бросок на Буденновск

14 июня чеченские боевики совершают дерзкое нападение на город Буденновск Ставропольского края, захвачены десятки заложников. Премьер Виктор Черномырдин выходит на телефонную связь с боевиками и кричит в трубку: «Шамиль Басаев, вы меня слышите? Алло-алло!» 19 июня большая часть заложников освобождена, боевики возвращаются в Чечню. Вместе с ними в автобусах уезжают добровольные заложники – журналисты. 

Президент в опасности

11 июля Б. Н. Ельцин попадает в больницу с подозрением на сердечный приступ. 7 августа президент возвращается к работе. 26 октября – повторная госпитализация и срочная операция (аорто-коронарное шунтирование). Ядерный чемоданчик в это время находится у премьера Черномырдина.

Балканские разборки

6 июля войско Сербское начинает зачистку боснийской Сребреницы от мусульман. В ответ 4 августа объединенные силы Хорватии и Боснии начинают операцию «Буря», в ходе которой уничтожают самопровозглашенные республики Сербская Краина и Западная Босния. Исход 200 тысяч сербов превращает Хорватию в мононациональное государство.

Наши родные «окна»

24 августа компания Microsoft презентует операционную систему Windows 95. Русская версия официально появляется 10 ноября. 

Ну… за охоту!

7 сентября в Санкт-Петербурге прошла мировая премьера фильма Александра Рогожкина «Особенности национальной охоты». Над российскими фильмами так еще не смеялись.

Политический курьез года

19 октября Саддам Хусейн получает 99, 96% голосов избирателей на президентских выборах в Ираке.

Убийство Рабина

4 ноября премьер-министр Израиля Ицхак Рабин застрелен на мирном митинге в Тель-Авиве. Убийство совершил еврей, студент юридического факультета Игал Амир, который таким образом выразил свой протест против возвращения земель палестинцам. 

Реванш красных в Польше

19 ноября бывший коммунист Александр Квасневский выигрывает в Польше президентские выборы у президента Леха Валенсы, набрав 51,7 процента голосов избирателей. 

Читайте также:

"Собеседник"-1994: Политические разочарования, средний палец, секс и гадость

"Собеседник"-1993: Редчайшие факты о личной жизни Аллы Пугачевой, пошленькое время и уродины

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика