Трагическая биография легендарного Георгия Жженова
Георгий Жженов, проведя в лагерях всю молодость, в сорок лет начал новую жизнь. Фильмы «Экипаж», «Судьба резидента», «Берегись автомобиля» сделали его народным любимцем. А сказать правду – что сидел, умирал с голоду – артист смог только незадолго до смерти
Георгий Жженов, проведя в лагерях всю молодость, в сорок лет начал новую жизнь. Фильмы «Экипаж», «Судьба резидента», «Берегись автомобиля» сделали его народным любимцем. А сказать правду – что сидел, умирал с голоду, много раз был бит и измучен – артист смог только незадолго до смерти, когда добровольно отправился в «рейд» по местам заключения.
В детстве Георгия Степановича звали просто Егоркой. Был он «петроградской шпаной», сорванцом, день и ночь гонял на улице в футбол. Возвращался домой, только чтобы наскоро похлебать щей – огромная кастрюля всегда стояла наготове в сенях. Матери некогда – кормила ораву из восьми человек! Она вышла замуж за вдовца, у которого было «пять ртов», а он частенько запивал и бил мать. Только когда Георгий и его старший брат Борис выросли и дали отцу отпор, это прекратилось.
В 1934 году был убит Сергей Киров, и Георгий Жженов не пошел на его похороны по причине отсутствия ботинок. Этого оказалось достаточно, чтобы быть арестованным. После этого всю семью выслали в Казахстан, а Георгий остался в Ленинграде. Он учился на актера, и ему дела не было до угрозы ареста. Георгий считал, что брат «загремел» по глупости.
Летней ночью 1938 года, когда арестовали Жженова, он был записан под номером 605, столько человек взяли за ночь… Много раз, сидя в камере, Жженов корил себя за то, как несправедливо обошелся с Борисом. Они навещали его в тюрьме с мамой. Борису удалось передать родным листы бумаги, где было описано все, что происходит в тюрьмах, вся правда о репрессиях. Жженов в это не поверил, листки сжег, а брата поучал: «Ты только работай, и тебя выпустят! Все будет хорошо!» Теперь Жженов на своей шкуре почувствовал все, что описывал брат.
Не спав трое суток, изнемогая от побоев, он подписал поклеп на себя, как требовали следователи. Но на следующий день одумался и отказался от своих действий, было еще не поздно. Сколько на него ни давили следователи, толку не было.
Возможно, на Жженова произвело впечатление самоубийство сокамерника – тот оговорил своих знакомых, и совесть его замучила. После почти двух лет допросов и побоев так и не подписавшего кляузу на себя Жженова приговорили к пяти годам заключения.
Переменив несколько мест, юноша попал на прииски в Магаданскую область. Глухое место. Там Жженов должен был погибнуть в первую же зиму, потому что из-за снегопада транспорт перестал ходить и прииск на много дней остался без хлеба. Начался самый настоящий голодомор. Умиравший от истощения Георгий знал, что в десяти километрах от лагеря его ждет посылка от матери, которая три года искала его по лагерям.
– Я не мог ни о чем другом думать, кроме как об этой посылке, у меня начались галлюцинации, – вспоминал позже в своих мемуарах Жженов. – Чудились горы колбасы, сыра, масла, хлеба, табака…
Чудом Жженову удалось уговорить одного из «начальников» взять его с собой в то место, где ждала посылка. Десять километров пешком – по метели, бурану, ни одной души вокруг… Закончился этот поход неслыханным для Жженова везением – бессердечный, казалось бы, «начальник», довез его до места в санках! Этого Жженов не мог ни забыть, ни осмыслить до конца жизни. А посылку, превратившуюся в «сухую смесь», он отдал охране и попросил выдавать еду постепенно. Однажды на его глазах голодный человек набросился на еду и тут же умер. Эту картину Жженов запомнил и с тех пор никогда не терял голову. Однажды его с другими заключенными перевозили на барже, им дали селедку, а воды не было. Обезумевшие люди нахлебались речной воды, и триста человек умерли от дизентерии. Жженов остался жив, потому что проявил выдержку и не сделал ни глотка!
Когда началась война, о том, чтобы такие, как Жженов, пошли на фронт, не могло быть и речи. Сколько Георгий ни писал прошений, чтобы его зачислили в штрафбат, их даже не рассматривали. В эти годы он освоил профессию водителя, но закончить свою «карьеру» в лагере ему пришлось в должности хлебореза. Это человек, который на кусочки нарезает хлеб для заключенных, на таких часто нападали, убивали, пункты по выдаче хлеба обворовывали. Но Жженов привык относиться к любой работе честно.
– Я не украл ни грамма хлеба! – вспоминал позже он. – А тяжело было так, что даже «до ветру» я ходил, засунув за голенище в сапог два-три ножа. На меня не раз пытались напасть.
Жженов, наверное, к счастью для него, заболел желтухой. Из-за болезни от этой должности артиста освободили. А вот когда подошел к концу его срок, Георгия вызвали к начальству и ознакомили с бумагой, что ему продлили срок. Он понял, что это будет длиться бесконечно, и пал духом. Приехавшая в лагерь культбригада, состоявшая из заключенных, мелькнула как луч света в темном царстве. Жженов был зачислен в бригаду, так он спас себе жизнь.
Георгий Степанович дожил до 90 лет. Незадолго до смерти он побывал в тюрьмах и в местах, где располагались бывшие лагеря. Он не жаловался на прошлое, а пытался даже находить в сложных ситуациях и юмор, и даже какую-то лагерную справедливость.
Только на один вопрос он не мог ответить: «За что?»
Справка
Георгий Жженов родился в 1915 году. После школы учился в цирковом училище на акробата, где его и заметили киношники. В 1935 году закончил Ленинградский техникум сценических искусств. До ареста Жженов успел сняться в нескольких картинах, среди них «Чапаев».
Освободившись, Жженов играл в Магаданском театре. Был реабилитирован в 1955 году, после чего сразу же начал активно сниматься в кино.
Визитные карточки Жженова – командир в «Экипаже», шпион Тульев в «Судьбе резидента», генерал в фильме «Горячий снег». Ушел из жизни Георгий Степанович в 2005 году. О лагерной истории актера был снят документальный фильм «Русский крест», а в книге «От «Глухаря» до Жар-птицы» актер сам рассказал о том, что ему довелось пережить.
Читайте также