Знаменитый актер увидел собственную смерть
Он играл былинных богатырей и простых, внешне грубоватых парней, не знающих компромиссов. Да и в жизни он был воплощением русского характера – добрый, бесшабашный, разбитной, самоотверженный и безмерно добрый
Он играл былинных богатырей и простых, внешне грубоватых парней, не знающих компромиссов. Да и в жизни он был воплощением русского характера – добрый, бесшабашный, разбитной, самоотверженный и безмерно добрый. Он сам говорил: «В СССР, кроме нас с Петром Алейниковым, самым популярным был разве что Чарли Чаплин…» И нисколько при этом не лукавил.
Его первая роль в театре – вой собаки. В течение сезона молодой артист Борис Андреев, выпускник Саратовского театрального техникума, стоя за кулисами во время действия пьесы «Вишневый сад», подвывал, гавкал и поскуливал. Коллеги над ним посмеивались, но 22-летний паренек исполнял свою обязанность, как он сам говорил, «со всей искренностью души человека, влюбленного в искусство». Он вырос в рабочей семье в небольшом городе Аткарске. После семилетки поехал в Саратов и устроился работать на Волжский комбайновый завод. После смены занимался в драматическом кружке, где заметили его талант и посоветовали поступать в театральный техникум. Первые три года учебы он совмещал с работой у станка. Возможно, так бы и остался провинциальным артистом, если бы не счастливый случай. Приехав в составе труппы саратовского театра на гастроли в Москву, Андреев решил подработать рабочим сцены на «Мосфильме». Тут-то его и приметил режиссер Иван Пырьев, который как раз подыскивал актеров для фильма «Трактористы». Фактурный, рослый здоровенный парень – типичный русский богатырь – приглянулся Пырьеву.
После съемок в «Трактористах» его пригласили в Московский театр-студию киноактера, и он продолжал активно сниматься в кино. Всесоюзную славу ему принес фильм «Два бойца», где он сыграл «Сашу с Уралмаша». Правда, в это время у молодого актера начался непростой период – он начал прикладываться к рюмочке. Режиссер Михаил Ромм руководил тогда Ташкентской студией, куда на время войны эвакуировался «Мосфильм». Он часто делал внушения Андрееву за его пристрастие. Протрезвев, Борис клялся, что больше капли алкоголя не выпьет. Однако, набравшись в очередной раз, он решил поквитаться с Роммом.
Кто-то ему сказал, что режиссер на худсовете. Андреев ввалился в помещение, где совещались начальники, и, приподняв за плечи первого, кто сидел поближе, спросил: «Это ты Ромм?» Затем приподняв всех присутствующих, а на худсовете было 20 человек, он уселся на пол и заплакал, вопрошая: «Сволочи, обманули! А где Ромм? Я должен убить его!»
Другая забавная история приключилась с Андреевым и его приятелем, актером Петром Алейниковым, в Киеве. Друзья, выпив немало горилки, утомились. До гостиницы далеко, а так хотелось прилечь. Шли поздним вечером по Крещатику. И вдруг Андреев видит: стоит кровать, на ней вышитые подушки. Тут же и диван. «Петруха, отбой!» – обрадовался актер и двинулся к кровати. Тут он ощутил, будто кто-то ударил его по голове, раздался звон стекла. Оказалось, это была витрина мебельного магазина. Правда, актеры разобрались, в чем дело, лишь наутро, проснувшись в отделении милиции.
Но все эти выходки Андрееву прощали – за талант. Правда, буйный нрав Бориса чуть было не стоил ему жизни. Однажды в ресторане «Москва» он повздорил и подрался с соседями по столику. Ими оказались генерал НКВД и его адъютант. Бориса тут же арестовали и предъявили немыслимые обвинения – контр-революционную агитацию и высказывание террористических намерений. Ему грозил расстрел. Но один из членов «тройки» знал, что Андреева любит Сталин. Он и доложил ему, в чем обвиняют артиста. Вождю очень нравились фильмы «Сказание о земле сибирской» и «Кубанские казаки», где блистал Андреев. «Пусть пока погуляет», – изрек Сталин.
О его похождениях с Петром Алейниковым слагали немало легенд. Репутация гулены чуть было не помешала ему жениться на любимой девушке. Впрочем, и любовь его застала случайно. Однажды он с Петром ехал в троллейбусе. Заговорили о женитьбе. Алейников его подзадорил: «Какая дура за тебя пойдет, за лаптя деревенского?!» Борис ему в ответ: «А вот женюсь на первой же девушке, которая войдет в троллейбус». На остановке вошла молодежная компания. Среди девчонок Борис углядел самую симпатичную – Галину. И пошел ее провожать. Вот только против женитьбы восстал ее отец – милицейский начальник. Он был наслышан о похождениях жениха и считал его пропойцей. И все-таки Андрееву удалось его уломать. С Галей он прожил до конца жизни.
С виду он был богатырем. Но с годами у него начало побаливать сердце. На съемках фильма «Жестокость» в марте 1958 года у 53-летнего Андреева случился инфаркт. Врачи настаивали на срочной госпитализации. Но он доиграл три съемочных дня, остававшихся до конца работы над картиной, и лишь тогда лег в больницу. Позже у него часто шла носом кровь. Специально для него поблизости от съемочной площадки всегда стояла раскладушка, чтобы он мог отдыхать.
Свой уход Андреев будто предчувствовал. В апреле 1982 года, сидя с сыном на кухне, актер вдруг сказал: «Ты знаешь, что-то я устал очень. Наверное, это конец». А на следующий день пришлось вызывать скорую – прихватило сердце. Его поместили в отделение интенсивной терапии. Доктора уверяли, что все проблемы – от переутомления, следует лишь полечиться в санатории. Андреева уже собирались выписывать из клиники. Накануне у него побывал сын. Перед самым его уходом актер вдруг спросил: «Почему это я лежал на площади у врат храма, а вокруг было много-много народа? Ай, должно быть, приснилось…»
Вечером его не стало. Гроб с телом Бориса Андреева установили перед входом в церковь Большого Вознесения, что у Ваганьковского кладбища. С любимым артистом пришли попрощаться тысячи почитателей его таланта…