Федор Стуков: Я постоянно пакостил Станиславу Говорухину

Тома Сойера из знаменитого фильма Станислава Говорухина в исполнении восьмилетнего Феди Стукова знает вся страна. Появившись еще в нескольких картинах, мальчик больше в кино не играл. Он снова возник на экранах уже взрослым, но никому и в голову не приходило, что он тот самый Том

Тома Сойера из знаменитого фильма Станислава Говорухина в исполнении восьмилетнего Феди Стукова знает вся страна. Появившись еще в нескольких картинах, мальчик больше в кино не играл. Он снова возник на экранах уже взрослым, но никому и в голову не приходило, что он тот самый Том. А скоро ему исполняется 40 лет.

– Судьбы многих актеров, которые начали сниматься в кино детьми, сложились неудачно – кто погиб, кто спился. Вы успешны, востребованы в профессии. В чем секрет?

– Я никогда не зацикливался на кино. С детства понимал: сегодня будут съемки, завтра – нет. Родители объяснили. У меня и звездной болезни-то не было! Хотя зазвездиться, наверное, было от чего: письма мне приходили мешками. Не только из разных городов Союза, но и из других стран, где картину показывали. Все мечтали со мной дружить. Я даже кому-то отвечал. Но, кстати, «Том Сойер» не был моей первой работой, я уже успел сняться в нескольких картинах. Причем дважды у Никиты Михалкова.

Первый фильм – «Несколько дней из жизни Обломова». Микроскопическая роль маленького Ильи Ильича, я бежал через поле и кричал: «Маменька приехала!» Никита Сергеевич мне говорил: «Ты беги, а когда надо остановиться, мы крикнем тебе «стоп!» Но ветер относил голоса в сторону, команды «стоп!» я не слышал. И бежал, наматывая по полю километры. А снимали мы эту сцену не один день, довольно долго. Но мне было нетрудно – дети народ активный. Потом я снялся в роли девочки Иришки в фильме «Родня».

Не очень хорошо запомнил Нонну Мордюкову – она играла главную роль, – маленьким был. Помню только, она меня все время по-матерински опекала и подкармливала.

Ходили слухи, что дети, снимавшиеся в советском кино, зарабатывали миллионы. Это неправда. Я не помню, сколько платили мне – зарплату за меня получала мама. Но знаю, что наша семья в финансовом плане еще и проигрывала. Ведь мама сопровождала меня на съемки, ей приходилось брать на работе отпуск за свой счет. А работала она литературным редактором в издательстве, папа был инженером. Родители говорили так: пусть сын снимается в кино, пока ему интересно, надоест – выберет себе другую профессию. Такой мудрый подход. Но вообще мне сейчас сложно говорить о семье – мама не так давно ушла из жизни. Я как раз работал над фильмом «Восьмидесятые», и эту работу посвятил маме…

– Говорят, вы с Владом Галкиным на съемках у Говорухина страшно хулиганили. Будто однажды даже уплыли на плоту по Днепру и вся группа с милицией вас искала.

– На плоту мы не уплывали. В Днепре такое сильное течение, что, если бы мы уплыли, просто бы утонули. Но хулиганили, не без этого. Помню, Станислав Сергеевич снимал комнату в доме, наружную стену которого хозяева накануне покрасили белой краской. И мы с Владом не нашли ничего умнее, чем кидаться землей в эту стену. От хозяев дома крепко попало Станиславу Сергеевичу, а от него попало нам. А однажды «отличилась» вся группа – отмечали мой день рождения: съемки остановились на четыре дня. «Виноваты» местные жители со своим самогоном. Дети, конечно, не пили, а вот взрослые…
 

– Еще одна ваша коллега, Маша Миронова, сыгравшая Бекки Тэтчер, выросла в хорошую актрису и красивую женщину. Вы были в нее влюблены на съемках?

– Мне было всего восемь лет – не тот возраст, чтобы думать о любви. Маша и тогда была очень правильная, в наших с Владом шалостях участия не принимала. С ней мы после съемок мало общались – жизнь развела. С кем я по-настоящему подружился и дружу сейчас, так это с Егором Дружининым – знаменитый Васечкин из тоже популярного в свое время фильма «Каникулы Петрова и Васечкина». В 1986 году мы вместе ездили в Америку в составе труппы первого российского мюзикла «Дитя мира».

Через некоторое время после съемок «Тома Сойера» я сломал руку – упал, бегая с мальчишками во дворе, играли в футбол. А предстояли еще одни съемки – в фильме «Пеппи Длинныйчулок». Снимался я в гипсе по плечо, приходилось прикрывать курточкой, чтобы в кадре не было видно. По сюжету надо было петь и танцевать. Боль адская! Тогда я впервые и задумался: может быть, выбрать «более сидячую» профессию? И в итоге стал режиссером.

– На память о Томе Сойере, кроме приятных воспоминаний, что-нибудь осталось?

– Дома в шкафу висит маленький костюмчик, в котором я снимался. До сих пор не понимаю: как я в него влезал?! Как ни странно, и сейчас меня часто узнают на улицах. Люди подходят: «Ой, а вы же Том Сойер!» Говорят, я совсем не изменился. Хотя мне уже сорок лет и рост у меня почти два метра! Моему сыну Тимофею сейчас столько же лет, сколько было мне, когда я снимался в «Томе Сойере».

Справка

Федор Стуков вел программы на телевидении – «До 16 и старше», «Лего-го!», был режиссером реалити-шоу «За стеклом». Он снял документальный фильм «Концлагеря. Дорога в ад», отмеченный премией «ТЭФИ», сериал «Восьмидесятые».

 

 

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика