Трагическая судьба знаменитого актера
Его во многих семьях воспринимают как родственника. Ведь он всю жизнь играл «людей из народа». Иван Герасимович Лапиков неожиданно скончался во время выступления в одной из воинских частей. Сейчас нет в живых и его вдовы, Юлии Фридман. Но нам удалось разыскать единственную дочь актера.
Его во многих семьях воспринимают как родственника. Ведь он всю жизнь играл «людей из народа» – Семен Трубников в «Председателе», Кирилл в «Андрее Рублеве», Панкрат Назаров в киноэпопее «Вечный зов», старшина Поприщенко в фильме «Они сражались за Родину». Иван Герасимович неожиданно скончался во время выступления в одной из воинских частей. Сейчас нет в живых и его вдовы, Юлии Фридман. Нам удалось разыскать единственную дочь актера.
Когда мы видим Ивана Лапикова на экране в фуфайке и валенках, у стога сена, – мы ему верим. А все потому, что сам он детство и юность провел в деревне.
– В двадцатые годы семья Лапиковых считалась крепкой, зажиточной, хозяйствовать дед умел, – вспоминает Елена Ивановна, дочь актера. – А в тридцатые годы выяснилось, что они – «кулаки». Младшего брата дедушки и его жену посадили. Деда тоже хотели посадить. Они с папой избежали репрессий только потому, что переехали в другую деревню, а потом в город. Но отец был напуган на всю жизнь, у него плохая анкета, из-за чего многие годы к нему относились с недоверием.
Тем не менее молодому человеку удалось поступить в Минское театральное училище. Но началась война. Возраст Лапикова был непризывным, но он сам пошел в народное ополчение. Иван перевез сотни раненых на другой берег Волги, страшную картину – десятки покалеченных и умирающих людей – запомнил на всю жизнь. Полученной медалью «За оборону Сталинграда» Лапиков гордился всю жизнь.
– После войны отец работал в Сталинградском драматическом театре, – продолжает рассказ Елена Лапикова. – Там-то он и познакомился с мамой, которую распределили сюда из Ленинградского театрального института. Это была любовь с первого взгляда! И предложение отец сделал своеобразно. Во время репетиции надел ей на пальчик обручальное кольцо.
Правда, не с первого раза, но она сказала «да». Он покорил ее своим обаянием. Это ведь по киноролям папу знают как серьезного человека. А в жизни он был очень смешным, обожал на сцене играть комедийных стариков. Весь театр сбегался из-за кулис смотреть на его выходы, хохотали до упаду! Так и получилось, что уже с двадцати лет папа стал играть пожилых людей.
В 50-м году у молодоженов родилась дочка. Первое время Лапиков с женой ночевали в театре, а малышка спала в чемодане с оторванной крышкой. Потом им дали комнату в бараке и только спустя годы – первую квартиру. Лену с детства воспитывала бабушка, выписанная из Ленинграда, родителям было некогда. Разлад в семью внесла неожиданная трагедия.
– У мамы стал стремительно падать слух, – вспоминает Елена. – Ей тогда было 35 лет, она играла в театре все ведущие роли. Представьте, каким ударом это для нее было! А причина была в том, что она попала под бомбежку, ее контузило. Первое время мама скрывала свою глухоту, читала по губам. Но потом из театра все равно пришлось уйти. Она решила ехать в Москву.
Импульсивная Юлия не хотела слушать доводов супруга, что, мол, «там у нас никого нет». Ей необходимо было что-то предпринять, чтобы не сойти с ума. Она уехала в столицу, а Иван остался в Сталинграде, 9-летнюю Леночку воспитывала бабушка.
– Так продолжалось год, а потом папа поехал к маме в Москву, мириться, – рассказывает Лапикова. – Тут-то и решилась его актерская судьба. Мама, поняв, что самой ей не быть актрисой, стала его менеджером, как бы сейчас сказали. Направила его в театры, на киностудию. Ему пришлось даже вернуться в Волгоград, но вдруг туда приехала труппа «Современника», и отца заметили. А прославил его «Председатель».
Фильм с участием Ульянова, Мордюковой и Лапикова прогремел на всю страну. И Лапикову сразу же дали московскую прописку, появилась возможность купить квартиру. Супруги наконец смогли забрать в столицу дочь. После «Андрея Рублева» и «Вечного зова» Лапиков был уже признанным мэтром. Между тем жила семья очень скромно.
– До сих пор помню, как в квартире висела лампочка, перемотанная изолентой, – смеется Лена. – «А зачем нам люстра?» – говорил отец. Он был совершенно равнодушен к материальным благам. Например, когда после съемок «Они сражались за Родину» всех актеров вызвали «в кабинет» и сказали «Просите, чего хотите!», никто не растерялся. Кто-то сказал «дачу», кто-то «машину». Только мой папа попросил дать ему возможность рыбачить в запретных местах. Рыбаком Иван Герасимович был заядлым. Великолепно готовил. Единственное, чему не уделял внимания актер – это своему здоровью.
Всегда до последнего терпел боль, никому не говоря о ней. В результате приехавшая скорая однажды констатировала инсульт, а позже – инфаркт. После инсульта у него парализовало половину тела. Он наотрез отказался лежать в больнице, и его, на удивление врачей, меньше чем за год выходила жена! После этого Лапиков даже снова начал сниматься.
– В одном из последних фильмов отца ему по сценарию нужно было ложиться в гроб, – вспоминает дочь актера. – И он, который всегда слушался режиссеров, вдруг сказал: «Нет!» Видимо, сработал инстинкт самосохранения. Отец побоялся народной приметы. В результате отлили маску и положили в гроб муляж с его лицом.
Слабое сердце подвело Лапикова в 1993 году. Он сильно переживал из-за распада Советского Союза. Посаженный в тюрьму маршал Язов был его другом, и актер поддерживал его, несмотря на косые взгляды. Когда его пригласили выступить в одной из воинских частей на мероприятии Сергея Бондарчука, он сначала отказался. Но, увидев по телевизору, как омоновцы избивают людей, сказал жене: «Приготовь мне вещи! Поеду». Он хотел сказать военным какие-то важные слова, но Лапикову стало плохо прямо на сцене.
– До сих пор мы точно не знаем, что произошло, – вздыхает дочь актера. – Похоже, что папе не смогли правильно оказать первую помощь. В результате прибывшая скорая до больницы его не довезла. Мы до сих пор не знаем, что там на самом деле произошло...
Фото из архива Елены Лапиковой