Чулпан Хаматова: Я всегда знала, что меня всю жизнь будут топтать
Известная актриса, общественный деятель и сопредседатель благотворительного фонда «Подари жизнь» Чулпан Хаматова рассказала Собеседник.ру о том, как умудряется совмещать все вышеперечисленные ипостаси, поведала о своей реакции на выдвижение на Нобелевскую премию, а также поделилась творческими планами.
Известная актриса, общественный деятель и сопредседатель благотворительного фонда «Подари жизнь» Чулпан Хаматова на Творческой встрече в Доме Кино во время фестиваля «Святая Анна» рассказала Собеседник.ру о том, как умудряется совмещать все вышеперечисленные ипостаси, поведала о своей реакции на выдвижение на Нобелевскую премию, а также поделилась творческими планами.
- Чулпан, над чем вы сейчас работаете, в каком кинопроекте вас можно увидеть?
- Как-то в руки мне попал сценарий фильма «Маяковский», и я поняла, что об этом проекте я мечтала всю жизнь. Начала изучать материал с режиссером Александром Шейном и дала согласие на главную роль, сыграть возлюбленную Маяковского Лилю Брик. Я даже общаюсь с Инной Генс-Катанян, являющейся ее невесткой. Она посвящает меня во многие детали, которые помогут мне как актрисе приблизиться к образу этой загадочной женщины. Также я выступаю в роли продюсера фильма, съемки будут проходить в Нью-Йорке и в Париже.
- Спектакль «Враги: история любви» получил две премии, на церемонии награждении «Золотая маска», такого замечательного актерского ансамбля, прекрасной режиссерской работы Евгения Арье... Театральная Москва давно не видела!
- Спасибо огромное за такой отзыв. Я передам это своим коллегам Алене Бабенко, Евгении Симоновой, Сереже Юшкевичу. Нам, наверное, повезло, что так сложились обстоятельства, благодаря которым мы собрались в этом спектакле. Евгений Арье уже ставил эту постановку в своем израильском театре «Гешер». Но для московского спектакля многое пришлось изменить. И хотя здесь тоже празднуют Хануку, исполняют обряды и поют на идише, на первый план выходит любовь. В спектакле много иронии, много горького юмора, для нас играть эту историю, было самое настоящее наслаждение. Мы все друг друга слышали, подхватывали любую импровизацию. Все, кто играет в спектакле — не просто друзья, это понятие намного объемистее. Мы любим и ценим друг друга.
- Галина Волчек как-то сказала, что вы чрезвычайно занятой человек, и она не понимает, когда вы спите. Работа в театре, съемки к кино, съемки в передачах, потом бесконечный «Ледниковый период». Вам так нравится кататься на коньках?
- «Ледниковый период» - это был проект, в который меня втянули врачи, помогающие фонду «Подари жизнь». Илья Авербух, кроме того, что он талантливый фигурист он еще талантливый менеджер, знал с какой стороны подойти, и был абсолютно прав. Он грамотно объяснил врачам, которых я безмерно уважаю, потому что они являются штурманами в работе в фонде. Так вот он объяснил, что мое участие в этих съемках на Первом канале будет очень хорошо для негласной рекламы фонда и действительно, самые большие поступления на счет фонда «Подари жизнь» по количеству перечислений на тот момент, были, когда я каталась в «Ледниковом периоде». Это было азартно и очень весело, до того момента пока не начались съемки у Алексея Германа младшего в фильме «Бумажный солдат». Съемки проходили далеко от Москвы надо было все совмещать и когда я приезжала со съемок я забывала как кататься на коньках. Мой тренер в один прекрасный момент перед очередной записью и соревнованиями начал ворчать, что я совершенно отвыкла стоять на коньках, что поправилась, что я на льду ужасная корова. И все эти замечания были в самых нелицеприятных выражениях. И он был совершенно прав, за три недели съемок я отвыкла от коньков. Тут раздается звонок, я поднимаю трубку, это звонит Леша Герман, и он начинает говорить: «Я вот только что посмотрел материал; конечно, тебе лучше кататься на коньках. Ты абсолютно забыла, как стоять перед камерой, и как работать артисткой».
Странное испытание, в которое я была втянута, но я нисколько не жалею, потому что для фонда это была огромная поддержка. Правда на коньках я накаталась на всю оставшуюся жизнь, и была выпотрошена и измождена в тот период жизни основательно.
- Что вы ощутили, узнав, что Михаил Горбачев выдвинул вас на Нобелевскую премию?
- Как-то в одно прекрасное утро, раздается звонок, по поводу Нобелевской премии, а в этот момент я готовлю детям завтрак. Жарю яичницу, режу бутерброды с колбасой. И я начинаю смеяться, конечно, от этого стало радостно, но ощущение такое – какая прекрасная шутка…
- Вы очень оптимистично настроенный по жизни человек, как вам удается сохранить такую детскую непосредственность, ведь театральная жизнь это сплошные интриги.
- Жизнь — тельняшка: полоса черная, полоса белая. Иногда черная больше, белая маленькая, потом белая будет большая, черная маленькая. Может, мне повезло, что с самого начала обучения меня настраивали, что профессия артиста - это крест. У меня были пессимистичные мастера, никто не говорил, что тебя будут носить на руках, весь мир тебя будет обожать. Мне с первого дня сказали, что всем понравиться нельзя, у каждого свой собственный идеал. Всю жизнь «топтать и топтать» и сквозь эти «топтания» будут прекрасные моменты пребывания на сцене общение, общение со зрителями и друзьями. «Неси свой крест и веруй». Вот, собственно, что тебя ждет. Актерская профессия отличается стойкостью на выживание.
- Жестко...
- В русской школе вообще постоянно ругают, ругают... Когда я приехала в Лондонскую театральную школу я увидела, что студенты там находятся просто в оранжерейной обстановке. Там стоит только выйти на сцену и уже все хвалят. Однажды в Лондоне был инцидент. На урок по предмету стендап, на замену была приглашена новая учительница, которая была звездой стендапа. Такая блестящая, уникальная известнейшая женщина. Все в радостном предвкушении побежали на сцену, демонстрировать то, что умеют, и она вдруг стала подшучивать подтрунивать и кого - то поругивать. Поднялся студент и сказал: «Послушайте, Сильвия, что вы сейчас делаете с нами? Эту площадку, которая должна ассоциироваться с радостью и восторгом вы превращаете в экзамен, на котором надо что-то доказывать, испытывать страх, испуг, унижение». И все студенты сказали: «Да, да уходите, пожалуйста, вы нам не нужны». Я сидела, вжавшись в кресло, и тряслась от страха. Поняла что я совсем из другой страны, и у нас все не так. Она ушла с негодованием пришла обратно с ректором. Ректор выслушала студентов и сказала: «Да они правы Сильвия, уходите, пожалуйста». У нас все конечно по-другому.
- Как считаете актером надо родиться, или все-таки актером можно стать?
- Я считаю, что актером можно стать. Безусловно, способности должны присутствовать, но если ты стараешься, образовываешься, то в эту профессию можно вписаться.