Георгий Мартиросян: Мне очень хотелось набить морду Никите Джигурде!
На счету прекрасного актера Георгия Мартиросяна – роли в нескольких десятках популярных фильмов. О дорогих сердцу людях, бывшей жене Татьяне Васильевой, незабываемых жизненных встречах артист рассказал нашему корреспонденту
На счету прекрасного актера Георгия Мартиросяна – роли в нескольких десятках популярных фильмов. В этом списке «Пираты ХХ века», «ТАСС уполномочен заявить», «Ворошиловский стрелок»… Он востребован и сейчас, многочисленные поклонники видели его в киноисториях «Кадетство», «Кремлевские курсанты» «Ранетки»… О дорогих сердцу людях, незабываемых жизненных встречах артист рассказал нашему корреспонденту.
– Георгий, у вас много ролей в картинах, на которых выросли уже два поколения зрителей. Отдельно в этом списке – «Золотая речка», продолжение легендарной «Пропавшей экспедиции». Что вспоминаете со съемок?
– Была сцена, в которой мы дрались с Александром Абдуловым. Я замахиваюсь топором, топор падает на землю, а потом Саша меня через себя бросал. Когда озвучивали этот эпизод, я увидел на экране, что топор упал острием вверх, и я летел прямо на острие. Буквально за секунду до моего падения топор сам перевернулся и лег плашмя. Меня спасло чудо! А через несколько лет провидение, иначе не назовешь, спасло уже меня и Абдулова.
Мы собрались лететь в Ленинград по делам. С билетами тогда была напряженка, но знакомая из «Интуриста» достала нам два билета. Мы приехали в аэропорт, зарегистрировались, пропустили по рюмочке коньяка на дорожку. Был дождь, погода ужасная. Деталей уже не помню, но практически один за другим должны были вылетать два самолета. Мы собирались пройти в тот, на который у нас были билеты. Но нас с Сашей почему-то попросили пройти в другой. Мы долетели благополучно. А через день мне позвонила наша знакомая, которая помогала доставать билеты, ее всю трясло. «Это ты?! – кричала она в трубку. – Живой?! Представляешь, второй самолет разбился! И в списках пассажиров были ваши с Сашей имена!» Я поехал к Сашке, сказал ему, что мы можем теперь праздновать второй день рождения. Он, конечно, тоже был в шоке.
– С Александром Гавриловичем вы дружили всю жизнь, вам его не хватает сейчас?
– Да, конечно. Неправильно распорядилась судьба, забрав его в тот момент, когда у него родилась дочь. Саша всю жизнь мечтал о ребенке. Не знаю, что было у них с Ирой (Алферовой, первой супругой. Дочь Ксения была не родной, а приемной дочерью Александра. – Авт.). После расставания с Ирой он несколько лет жил гражданским браком, гражданская жена пыталась забеременеть, но почему-то не получалось. А тут вдруг, когда с Юлей создали семью, чудо произошло. Сашка был счастлив, на крыльях летал…
– В Театре сатиры, где вы много лет работали, вам с самого начала повезло с окружением. Или, наоборот, не повезло? Ведь несколько лет назад актриса «Сатиры» и бывшая подруга Андрея Миронова Татьяна Егорова выпустила мемуары, где писала: «В «Сатире» только и делали, что друг против друга интриговали».
– Таня не выпустила эту книгу при жизни Марии Владимировны, мамы Андрея, потому что Миронова просто перекусила бы ее пополам. Таня хотела какой-то славы, популярности, видимо, получила деньги, была нужна шумиха. Не думаю, что этот поступок принес ей много счастья, звездой она не стала. Я вообще считаю, личная жизнь – не то, о чем стоит рассказывать на каждом углу. На самом деле театр был замечательный. А какие артисты там служили! Один Анатолий Дмитриевич Папанов чего стоил!
– У вас есть опыт работы и с Евгением Матвеевым, в этом году исполнилось 90 лет со дня рождения режиссера и актера.
– Матвеев был необыкновенно талантливый. Со своими принципами, ни перед кем не прогибался. Не терпел, чтобы им помыкали, настоящий художник. История «Любить по-русски» была немножко сказочная, в жизни такое вряд ли могло случиться. Но на тот момент – непростые 90-е – все так соскучились по добрым историям.
– В картине снимался непростой артист со скандальной репутацией – Никита Джигурда.
– Он и тогда был таким же скандальным и так же громко орал. Каждую сцену пытался переделать под себя.
«Так, тут я подбегаю, прыгаю на стол и хватаю его за грудки!» – заявил на репетиции одной из наших совместных сцен. «Никита, не надо», – попросил его Евгений Семенович. Но Джигурда все равно прыгнул на стол, у стола отлетели четыре ножки. Никита схватил меня за грудки, порвал мне рубашку – а я снимался не в казенной одежде, а в своей. Я еле сдержался, чтобы ему не вмазать. Евгений Семенович тогда ушел с площадки, и в тот день больше съемок не было.
То есть Никита все испортил, искренне считая, что пытался сделать как лучше. Матвеев до этого эпизода радовался, говорил комплименты в адрес Никиты, мол, я нашел такого фактурного парня, прекрасный актер! Но Никита оказался совершенно не управляем.
– Вашей супругой была актриса Татьяна Васильева. Она не так давно отметила круглую дату, 65 лет. Вы ее поздравили?
– Поздравил через газеты и телевидение. Таня замечательная, талантливая, я говорил в ее адрес самые теплые слова. Лично не поздравлял, у нас есть определенные сложности в отношениях. Мы не общаемся.
– Видимо, трудности начались после того, как Татьяна Григорьевна дала откровенное интервью на телевидении, рассказав в том числе о ваших изменах?
– Во-первых, в момент интервью Таня была на меня некоторым образом обижена, с женщинами такое случается. А впоследствии ее интервью во многом переврали, выдрали из текста отдельные куски. То же самое потом случилось и со мной: мне задавали одни вопросы, а подставляли другие, в результате вышло, что я весь перед Таней виноват. Хотя это было не так. Впрочем, это такие семейные болячки – старые раны, которые не хочется ковырять. Да я и не люблю говорить о личном.
– Говорят, у Татьяны Васильевой сложный характер.
– У нее хороший характер, просто она очень упрямая. Если что-то решила – сделает, пойдет любыми путями. А так – нормальный, спокойный, добрый человек.
– Как поживают ваши дочь, внук?
– Внук замечательный. Ему уже год, вовсю бегает, улыбается. Но есть характер. Помню, ему месяцев пять было. Что-то ему не понравилось – молочко не дали или что-то еще. Он как рявкнет! Мужчина растет!
– В деда пошел – южный темперамент?
– Да там и папа кавказских кровей – смесь бронебойная!
– Дочь у вас – единственная, любимая. И вышла замуж за дагестанского парня. Вы спокойно приняли зятя?
– Спокойно. Он очень достойный молодой человек. Бизнесом занимается, хотят создать центр инноваций в Дагестане, он уже и с президентом республики встречался по этому вопросу. Лиза пока в декретном отпуске. Она закончила РГГУ, филолог, работала на канале «Культура». Пробовала сниматься в кино, ей понравилось. Единственное, что удручало, это, если шла на кастинг, а ее не выбирали. Я ей объяснял, что в актерской профессии это нормально: сегодня выберут другого, завтра тебя. Но ей все равно было обидно. К мужу она приспосабливается. Хотя на личные темы она больше с мамой откровенничает, я иногда ей объясняю, что надо быть по-женски мудрее и не давить на мужчин.
Чувства к Татьяне пришлось выжигать из сердца
Первой женой Георгия Мартиросяна была его однокурсница по Ростовскому училищу искусств – Людмила Аристова. За обладание ею ему пришлось бороться. Красивая девушка нравилась еще и другому парню – теперь известному актеру Николаю Чиндяйкину. Но у соперника не было шансов. Жора для Люды был единственным и любимым. Они поженились, и вскоре у пары родился сын Дима. В это время молодой отец служил в ансамбле песни и пляски Северо-Кавказского военного округа. После службы Мартиросян решил завоевывать столичные подмостки. Жена с маленьким ребенком осталась в Ростове-на-Дону, а актер отправился попытать удачи.
Фактурный артист сразу же привлек внимание московских режиссеров. Пока он шел по коридору киностудии им. Горького, получил три предложения на съемки в фильмах. Сначала снялся в картине «Звезда экрана», потом в «Золотой речке» вместе с Александром Абдуловым. В 1980 году его пригласили в Театр сатиры в спектакль «Гнездо глухаря» на роль мужа героини, которую играла Татьяна Васильева. Как он сам говорил, между ними будто появилась какая-то вольтова дуга – прямо искры летели. Но Татьяна была замужем – за актером Анатолием Васильевым, да и Георгий все еще оставался женатым, хотя семья жила по-прежнему в Ростове.
Расставание с мужем у Татьяны было сложным. Он испытал шок, узнав об измене. Ведь несколько лет назад Татьяна буквально женила его на себе. Она так увлеклась им, тогда еще студентом, что не давала прохода – караулила у подъезда, дралась с девушками, за которыми он пытался ухаживать… К тому же у супругов подрастал сын Дима. Васильев обиделся на Татьяну и много лет не общался ни с ней, ни с Димой.
Трагедией обернулся и развод Мартиросяна с первой супругой. Она начала с горя выпивать. Георгий помогал бывшей жене и ребенку, но все равно жизнь Людмилы катилась под откос.
Впрочем, все эти проблемы не мешали Васильевой и Мартиросяну поначалу жить счастливо. Через три года у них родилась дочь Лиза. Первые проблемы в семье начались, когда Татьяна была беременна дочкой. Кто-то из подруг ей сообщил, якобы муж завел любовницу. Она так сильно страдала, что едва не выбросилась из окна. Георгий даже много лет спустя отрицал, что изменял жене.
– Ее ревность необоснованна. Никто никогда меня не видел с другими женщинами. У меня их просто не было! Я всю жизнь любил только ее, всю жизнь! – говорил он с отчаянием.
Но их семейная жизнь так и не заладилась. Вскоре они подали на развод. Васильева завела интрижку с художником Никасом Сафроновым. А потом снова попыталась наладить отношения с Мартиросяном. По его словам, он, узнав, что жена связалась с Никасом, с тех пор испытывал лишь брезгливость. И что его угнетало еще больше: Васильева пыталась вернуться к нему, не прекращая встречаться с Сафроновым.
Он по-прежнему говорит о Васильевой лишь с уважением, считает ее великой актрисой нашего времени. И очень долго не мог ее забыть, «не мог выжечь чувства к ней». И лишь несколько лет спустя рядом с ним появилась женщина. Ей удалось «перебить Таню». Она не из мира кино.
Кстати
Известность к Мартиросяну пришла в Ростове-на-Дону, родном городе, – Георгий вел программы на телевидении. А настоящая популярность – после выхода фильма «Пираты ХХ века».
– Помню, парень подошел, говорит с гордостью: «А я фильм 25 раз видел!» А критики нас ругали: не должен советский человек смотреть такое кино, ведь это был первый в нашей стране боевик. Говорили: «Это не искусство!» Но зрители сделали свой выбор, – рассказывал актер.
Георгий был знаком с Высоцким. Недавно вышедший фильм о барде «Высоцкий. Спасибо, что живой» актеру не понравился. «На первый план вынесли моменты, показывающие Владимира Семеновича исключительно порочным человеком. Причем сценарий написал сын, зачем он так поступил? Высоцкий был в первую очередь гений».
Георгий не считает зазорным для себя сниматься в сериалах: «Это же люди смотрят. А смысл нашей профессии – работать для людей».