Трагедия семьи звезды советского кино
Этот брак наделал много шума в 70-е годы: актер Андрей Мартынов, тот самый, что сыграл старшину Васкова в легендарном фильме «А зори здесь тихие», женился на иностранке
Этот брак наделал много шума в 70-е годы: актер Андрей Мартынов, тот самый, что сыграл старшину Васкова в легендарном фильме «А зори здесь тихие», женился на иностранке. Ему завидовали коллеги – что живет без материальных проблем, а потом злорадствовали, говорили, будто супруга-немка от него сбежала. Сам актер долгие годы хранил молчание. И лишь нашему репортеру он раскрыл тайны личной жизни.
Андрей Мартынов уже давно не играет в кино. 66-летний актер жалуется, что его подводит здоровье.
– Я пару раз снялся в сериале – меня очень сильно попросили друзья, – рассказывает Андрей Леонидович. – Трудно мне уже сниматься. Не могу долго стоять на ногах, глаза болят от света, да и нервы пошаливают. Хочешь не хочешь, а приходится заниматься своим здоровьем, вот недавно лежал в больнице. А может, это и хорошо, что мне не нужно выходить ни на сцену, ни в кадр! Заслужил свою пенсию и право просто пожить – это был мой выбор! Зато ушел, находясь на вершине. Сейчас много стариков, которые работают до гробовой доски и выходят на сцену, вызывая жалость. Не хочу им уподобляться…
Андрей Леонидович живет один. Еще с середины 80-х, с тех пор, как отправил жену и сына в Германию. Актер никогда и никому не рассказывал, почему принял такое решение. На все досужие сплетни отвечал молчанием.
…На одном из немецких сайтов я нашла упоминание об Александре Мартынове, художнике. Для Германии эта русская фамилия непривычна. И невольно закралась мысль: не сын ли он российского актера Андрея Мартынова? И если это так, то хотелось узнать, общается ли он со своим отцом. Ведь в советские годы поговаривали об этой семье разное…
– Да, это мой сын Саша, ему 35 лет. Он, как и моя бывшая жена, живет в Германии, – подтвердил Андрей Леонидович, тяжело вздохнув.
Он не скрывает: это расставание стало для него вынужденным, ему нелегко далось такое решение и еще сложнее было пережить эту семейную драму.
С Франциской Тун, дочерью немецкого дипломата, Андрей Мартынов познакомился в 1972 году, приехав на немецкий кинофестиваль в Берлин. Накануне вышел фильм «А зори здесь тихие», и его, исполнителя главной роли, буквально носили на руках. Конечно, внимание на актера обращали и девушки. Андрея поразило, что немка отлично знает русский язык и говорит без малейшего акцента. Оказалось, Франциска школьные и студенческие годы провела в Москве, где работали ее родители. Она окончила филологический факультет МГУ и первая в Германии защитила диссертацию по творчеству Василия Шукшина. Воспоминания о России у девушки остались самые хорошие.
– К нам пришло яркое и захватывающее чувство, – с грустной улыбкой вспоминает Мартынов.
Андрей предложил девушке пожениться, и она согласилась без раздумий. Оба понимали, что жить будут в СССР, ведь Мартынов по профессии актер и мог быть востребован только на родине.
– Часто рассказывают о каких-то немыслимых препятствиях при браке с иностранцами, у меня такого почему-то не было, – вспоминает он. – Просто взяли и поженились, причем сделали это на территории Германии. Франциска на время осталась с родителями, поскольку ждала ребенка, а я вернулся домой.
В Москве Андрея ждали неприятности. Коллеги по Театру юного зрителя не смогли пережить его успеха в кино и устроили ему настоящую травлю. Мартынов не стал участвовать в интригах и просто написал заявление об уходе. А потом начал готовиться к приему супруги и новорожденного сына.
– Я купил кооперативную квартиру, чем очень гордился, – вспоминает он. – Помню, родители помогли сделать первый взнос, и я вез деньги из Иваново. Прятал… в трусах! 1800 рублей – колоссальная сумма по тем временам! У меня тогда зарплата в театре была 75 рублей.
Мой сын Саша родился в Германии и получил немецкое гражданство, я оформил ему и Франциске вид на жительство в Союзе. Конечно, жене было ужасно сложно. Когда она жила в СССР с родителями, то не знала ни в чем недостатка. А тут – маленькая квартирка на окраине Москвы. Мне она казалась роскошной, но для человека из Европы, привыкшего к другому уровню комфорта, это были более чем скромные условия.
Андрей Леонидович понял, что для сохранения семьи придется добиваться большего материального достатка. И тут же начал действовать. Пользуясь тем, что после выхода киноэпопеи «Вечный зов» стал лауреатом Государственной премии, он не постеснялся пойти по кабинетам высокопоставленных чиновников.
– И мне дали целых две квартиры! – рассказывает Мартынов. – Причем в центре. Сначала выписали двухкомнатную, а потом однокомнатную рядом – со словами: «Пусть это будет ваш кабинет!» Представляете, какая это роскошь по тем временам?! Коллеги мне мерзостно завидовали, некоторые даже старались сделать всё, чтоб я ничего не получил. А со стороны соседей ощущалась просто невероятная ненависть к нашей семье. Можете себе представить их чувства: «отхапал» две квартиры, жена – иностранка, за границу ездит да еще отлично одевается. Сколько поводов!
Однако чем дальше шло время, тем больше понимал Мартынов, что сыну и жене будет лучше в Германии. И когда пришло время отдавать Сашу в школу, он дал согласие на их отъезд. Эмигрировать с ними – это означало отказаться от театра, лишиться любимой работы. Казалось, нужное решение придет со временем.
В это время по Москве поползли слухи: мол, жена от Мартынова сбежала. И он даже не знает, где ее искать, чтобы оформить развод.
– Несколько лет Франциска жила под моей фамилией, как Мартынова она публиковала свои научные работы, – говорит актер. – Но что поделаешь, расстояния не укрепляют брачные узы… Мы созванивались, я навещал семью, но все же возвращался в Москву. А потом Франциска встретила и полюбила хорошего человека. И я не стал ей мешать, просто отпустил… Мы оформили развод, и она снова взяла прежнюю фамилию – Тун. Я ее избранника знаю, он из профессорской среды, очень умный, порядочный человек. Рад, что Франциска теперь не одна.
Моя семья – это сын и трое внуков! – говорит он.
С сыном Сашей Андрей Леонидович поддерживает хорошие отношения. Он в курсе всех его новостей, радостей, горестей, переживает за него и помогает, чем может. Их связь с годами становится лишь крепче. Саша с семьей нередко гостит у отца в Москве.
– С гордостью могу сообщить, что все внуки носят фамилию Мартынов! – говорит актер. – И имена у них такие, что можно переделать на русский лад: Элен – Лена, Николя – Коля, Максим. Они мое самое главное достижение! Очень приятно, что наша фамилия попала в Европу.
Андрей Леонидович родом из Иваново, он и двое его братьев родились в семье учителей. Жили небогато, тем более что отец Мартынова был инвалидом первой группы по зрению.
– Мой отец никогда не вел себя как инвалид! – говорит Мартынов. – Он колол дрова, носил воду, выполнял работу по хозяйству. А самое главное, с увлечением занимался в драматическом кружке при обществе слепых. Там играли незрячие, но они настолько оттачивали свои движения на сцене, что это было незаметно. Именно тогда, глядя, как отец играет, я решил стать актером.
Ивановский паренек сразу взял быка за рога. Узнав, что артисты МХАТа приехали на гастроли, он пришел к ним в гостиницу «на прослушивание». Они оценили молодой талант и смелость, пригласили Андрея в Москву.
– В Щукинском училище я прошел все три тура, – вспоминает Мартынов. – Особенно понравился педагогам по речи. Они были поражены: «Мальчик приехал из Иваново, но у него чистая московская речь, нет никакого оканья!» А все дело в том, что я часто слушал радиопередачи и, когда читал басни и прозу на экзамене, просто подражал этим артистам. Когда дома никого не было, я занимался – например читал газеты голосом Левитана. С ним, кстати, у нас потом сложились дружеские отношения.
И тут – неудача! Мартынова не могут зачислить в училище, потому что ему еще нет 17 лет. Уже познав первый успех, он откатывается назад – возвращается домой и поступает работать на стройку каменщиком.
– Но я был упорный, понимал, что вернусь в столицу! – рассказывает он. – Следующей весной поступил в ГИТИС, отучился год, и тут – армия! Это, конечно, было ужасно, тем более служили тогда три года! Я попал в войска ПВО, в Среднюю Азию. Правда, там у нас тоже был самодеятельный ансамбль, и я со многими сдружился. Недавно меня нашел один армейский друг, который от радости даже зарыдал. Я тоже заплакал. Это удивительно, что мы встретились спустя столько лет!
Мартынов не отрицает, что ему очень везло в Москве. Сразу взяли в театр, с первого раза утвердили на главную роль в «А зори здесь тихие». Причем играл он вместе с друзьями юности – Ольгой Остроумовой, Екатериной Марковой…
– Нашу учебу с Олей, Катей теперь вспоминаю со слезами на глазах, – говорит Мартынов. – Мы все были одинаково бедны, иногда даже голодными приходили в институт. И тут раз – преподаватель пришел на занятия с селедкой и хлебом, значит, будет обед! А однажды педагог заплатил за меня десять рублей врачу, когда мне понадобилось проверить сердце.
А еще через несколько лет актера прославила роль Кирьяна в киноэпопее «Вечный зов».
– Меня до сих пор многие зовут Кирьяном! – говорит актер. – А тогда, в семидесятые, это была невероятная любовь людей. Помню случай, когда пришла к моему сыну участковый врач и начала меня ругать: «Что же ты такая размазня, тебе жена изменяет с другим, а ты терпишь! Дал бы ему по морде!» Она была взрослой женщиной, видела, что у меня ребенок, жена, и все-таки разговаривала со мной, как с Кирьяном.
В 90-е годы Мартынов почти перестал сниматься и начал заниматься дубляжом. Его голос звучал в «Крестном отце», «Дикой розе». А достигнув пенсионного возраста, Мартынов принял волевое решение уйти из кино вообще.
Справка
Андрей Мартынов родился 24 октября 1945 года в городе Иваново. После окончания ГИТИСа в 1970 году работал в московском ТЮЗе. С 1972 года – актер Театра на Малой Бронной.
Его первая роль в кино – старшина Федот Васков в фильме «А зори здесь тихие», на которую Мартынова взяли, потому что подходил под типаж простого русского мужика и мог воспроизвести провинциальный говор, вспомнив ивановское детство. А вот в фильме «Вечный зов» актер мечтал сыграть Ивана Савельева, но создал образ Кирьяна Инютина. А роль Ивана досталась Николаю Иванову. Правда, узнав, что его экранной женой будет красавица Тамара Семина, Мартынов быстро утешился.
Последняя большая роль актера – Малюта Скуратов в фильме «Иван Грозный».