Кто и как "пилит" Бородино?

История о строительстве коттеджей на Бородинском поле приближается к развязке, но менее запутанной от этого не становится

История о строительстве коттеджей на Бородинском поле приближается к развязке, но менее запутанной от этого не становится. В прошлом году Генпрокуратура возбудила уголовные дела о продаже 40 га исторических заповедных земель под дачи, и в марте 2012-го суд обязал снести все незаконно построенные дома. «Собеседник» побывал на поле сражения и выяснил, что пока борьба с коттеджами идет только на бумаге…

Переполох в канун юбилея

От Москвы до Бородинского поля – 100 км. К его территории относятся  27 деревень, леса, пруды, речки. Всё вместе – 11 тысяч гектаров.

Домишки в деревнях старые, вросшие в землю. По закону новое строительство на территории заповедника запрещено. Но по окраинам сёла уже заметно разрослись, выйдя за свои исторически сложившиеся границы. Сплошь и рядом – роскошные особняки, высоченные заборы, шлагбаумы… Вот только на звонки в дверь никто не отвечает.

– Местные власти творили, что хотели, под видом «развития района», – объясняет зам. директора музея-заповедника Александр Золотарев. – Мы обращались в прокуратуру и Росохранкультуру, толку не было.

Сотрудники музея о стройках узнавали случайно – от местных жителей. Так, на месте расположения 200 лет назад французского лагеря у деревни Фомкино очень быстро вырос коттеджный поселок. Готовилось место под стройку и около деревни Семеновское, у памятников 2-й кирасирской дивизии генерала Дуке и лейб-гвардии Финляндскому полку. А Криушино и Старое Село за последнее время увеличились почти в два раза.

– Этот дом на берегу водохранилища стоит незаконно, – рассказывает житель Криушино Алексей. – Здесь раньше табличка была, что это заповедная территория, потом ее убрали. За ним еще два недоделанных дома, срубы. И еще чуть дальше – разметка столбиками под будущие дома.

По словам местных жителей, стройки на территории заповедника идут уже несколько лет, но раньше никто их на законность особо не проверял.

– Поднялся такой шум, потому что в этому году – 200-летие Бородинской битвы, осенью сюда съедутся все шишки, – уверена жительница села Горки. – Ремонтируют музей, памятники на реконструкции. Вот и за особняки решили взяться – мол, всё снесем. Может, и снесут… Хотя они по всем деревням уже лет пять стоят точно.

Празднование юбилея будет 8 сентября. В День воинской славы на Бородинское поле приедут президент России, а также лидеры Франции, Германии и других стран…

Поле застраивается давно

Уголовные дела о незаконном строительстве коттеджей на поле Генпрокуратура возбудила прошлой весной. Бывшую главу сельского поселения Майю Склюеву обвинили в мошенничестве и превышении полномочий. Используя подложные документы, она присвоила себе 4 земельных участка в Старом Селе. Сейчас там брошенная стройка, огороженная забором. Сиротливо стоят недостроенные коттеджи, нежилой домик для охраны.

– Склюева оформила эти участки на своего риелтора и ближайших родственников – мать и мужа, – пояснил Владимир Маркин, руководитель управления взаимодействия со СМИ СК РФ.

Через какое-то время против Склюевой возбудили и второе дело – за незаконный перевод 38 га земли, предназначенной для сельского хозяйства, в земли под дачное строительство. Басманный суд Москвы отстранил Склюеву от должности. Сейчас она на свободе, но от журналистов прячется, для комментариев недоступна.

Всего на территории музея выросло более ста построек. Глава администрации Можайского района Дмитрий Беланович уверяет, что не знал ни о махинациях своей подчиненной, ни о строительстве. Хотя, по словам местных жителей, стройка началась еще при бывшем главе района Владимире Насонове и не заметить ее было сложно.

– Склюева? Да она просто пешка, всем заведует районная власть, – машет рукой 63-летний житель Криушино. – Ведь наше село и Старое Село застраивались еще при Насонове, и тогда на это почему-то никто не обращал внимания. А в Старом сейчас живет много бывших чиновников из района.

Кстати, Беланович пришел к власти в 2009 году. И уже в 2010 году подписал постановления о передаче в аренду нескольких участков в деревне Семеновское. Чиновники утверждали, что земля относилась именно к деревне. Правда, незадолго до этого они просто самовольно расширили ее границы…

Прокуратура Можайского района вскоре заставила главу отменить постановления, но тут же всполошились арендаторы. Они подали в районный суд, и он обязал главу района вернуть арендаторам право на землю. Мособлсуд по иску Росимущества это решение райсуда опротестовал и отправил дело на новое рассмотрение. Но состоится ли оно вообще – непонятно. Просто замкнутый круг какой-то!

– Это обычный произвол чиновников, – пожимает плечами Александр Валькович, президент Международной военно-исторической ассоциации. – В любой цивилизованной стране мира нельзя менять природный ландшафт исторического места. Например, облик местности при Ватерлоо трогать запрещено.

Путаница с законами

Кстати, поле Ватерлоо 200 лет охраняет один-единственный закон. А российское законодательство постоянно меняется.

– Градостроительное и земельное законодательство перекраивалось много раз, – оправдывается Беланович. – Многие документы утратили силу, а Минкультуры, в чьем ведении находится этот музей, мер не принимало.

Бородинское поле включили в список исторических памятников, подлежащих госохране, еще в 1961 году. Тогда же определили и границы заповедника. В начале 90-х Бородинское поле объявили особо ценным объектом федерального значения и еще раз подтвердили его границы. Но на кадастровый учет землю почему-то никто не поставил.

В 2005 году Медведев (тогда еще первый зампред правительства РФ) поручил Минкульту внести в государственный кадастр недвижимости территорию музея-заповедника. Но за 7 лет никто ничего не сделал… И земля, по сути, осталась ничьей.

Депутаты лишь создали путаницу в законах и новые условия для «распила». Так, в 2009 году после изменений в Земельном кодексе РФ органы местного самоуправления получили право без объявления торгов осуществлять передачу земли, которой они распоряжаются и госсобственность на которую не разграничена. Воспользовавшись этим, власти в сельском поселении Бородинское начали активно переводить «земли для фермерского хозяйства» в «земли под дачное строительство». Хотя изменения в кодексе не относились к землям культурного наследия федерального значения – ими могут заниматься только федеральные органы власти.

…Пока же в деревнях близ Бородино всё по-прежнему. Коттеджи никто не сносит, хотя по телевизору это регулярно обещают. Активизировались только чиновники, которые перекладывают вину друг на друга. Главное, чтобы, как только праздник отгремит, стройка не возобновилась с новой силой… Но скорее всего будет наоборот.

Где еще?

Сегодня в России 103 музея-заповедника и 40 музеев-усадеб. Среди них Бородинское поле, Куликово поле, Ясная Поляна, Михайловское, Царское Село, Петергоф, Архангельское… К слову, в последнем ситуация складывается не намного лучше, чем в Бородино. По данным Московского областного отделения ВООПиК, местные власти еще с прошлого года незаконно выделяли на территории усадьбы земельные участки под новое строительство.

Еще открыто продаются участки в зоне охраны древнего села Радонеж. Сайты о продаже и покупке коттеджей пестрят объявлениями в духе «продам дом на границе с заповедной зоной»…

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика