Старинную усадьбу превратят в чайна-таун?

Пока в центре Москвы постепенно сходят на нет протестные настроения, на задворках столицы революция уже побеждает. Правда, китайская

Пока в центре Москвы постепенно сходят на нет протестные настроения, на задворках столицы революция уже побеждает. Правда, китайская. Наши восточные соседи присмотрели себе старинную усадьбу в лакомом месте «новой Москвы» для размещения там крупного китайского мемориального комплекса.

Графские развалины

Поселок Первомайский в Наро-Фоминском районе только называется банально. На самом деле это настоящая жемчужина Подмосковья, а в соответствии с новейшей географией – та часть Москвы, которая только что приобрела столичный статус, но еще не успела превратиться в мегаполис, сохранив и природные красоты, и свежий воздух, и исторические памятники. Именно эти леса с реликтовыми породами деревьев и берег чистейшей некогда Десны вот уже несколько веков подряд выбирают те, кто способен заплатить за по-настоящему комфортную жизнь. Раньше здесь строили усадьбы, сейчас – коттеджи и таунхаусы.
22 км по скоростному Киевскому шоссе от МКАДа, еще пару (так и хочется написать «верст») км в сторону – и оказываешься в Первомайском, которому до сих пор больше идет прежнее название – Старо-Никольское.

– А где тут усадьба Мусина-Пушкина? – обхожу я с одним и тем же вопросом водителей такси на автостоянке, продавцов и хозяев местного супермаркета.

В ответ – недоуменное «зависание»: вроде местные и всё тут знаем…

– Ну, короче, где китайцы свой мемориал делать будут?..

– А, так вот, через дорогу…

Представители Поднебесной в массовом сознании уже поселились здесь на правах соседей.

Здесь был граф. И Мао

Знаменитая некогда усадьба, судя по виду, умирает, но не сдается. На столбиках ворот через современные граффити проступают старинные вензеля. От усадьбы остался только скелет, «мясо» растащили. Выбитые стекла, вынесенные двери – вид нежилой, но все еще величественный. Этот дом, как бомж-аристократ, видел и роскошь графской жизни, и нищету пролетарских коммуналок, в которые превратились залы особняка после революции. Задрав голову, еще можно разглядеть высокие своды с кусками лепнины, до которых не дотянулась рука человека и времени. На нижнем этаже – помещение с нишами. В одной из них стоит пустая бутылка из-под портвейна – кто-то из молодых первомайцев проводил здесь досуг с претензией на аристократизм.

У части местных жителей будущая китайская экспансия вызывает панику, другие, наоборот, рассчитывают, что богатый восточный сосед даст толчок к развитию захиревшего поселка. Правда, всех смущает, что это будет благополучие с восточным прищуром… Что местными (среди которых по-прежнему большинство – потомки либо дворян, либо их слуг) воспринимается с тревогой. Что-то в них сопротивляется. Даже в самых пропащих.

– У-у-у, сколько себя помню, китайцы постоянно сюда ездили, – рассказывает мне парень, назвавшийся Димой, из дома напротив, который раньше был домиком для прислуги.

– Мы и сейчас прислуга. А кто? Хозяева, что ли? – беззубо лыбится Дима по дороге в местный гастроном за пивом. – Просто раньше были одни «графья», теперь другие. Но для китайцев этот особняк – святое место. Они сюда ездили еще с советских времен. Вот с тех пор они и зарятся на нашу усадьбу. Все равно своего добьются – для китайцев годы и столетия ничего не значат… Так и будет – рано или поздно.

Местный ландшафт – пригорки, тихая речушка, мостики, церковка – чистый Толстой или Лесков. И всего лишь один исторический извив может круто поменять назначение этого места. И сдается мне, Дима прав: методичные и упорные китайцы возьмут свое. Точнее, наше.

По легенде, в 1928 году, на самом пике советской эйфории и братания мирового пролетариата, молодое руководство страны постановило провести в Первомайском съезд китайских коммунистов, которых третировали на родине. Подобрали самое красивое здание в округе – настоящее дворянское гнездо. И случилось же такое, что именно здесь произошли самые важные для компартии Китая вещи – здесь она, можно сказать, оформилась и даже окрепла. Говорят, именно на этом съезде пламенный Мао Цзэдун постановил создать китайскую Красную армию. С тех пор это место для потомков Мао стало священным.

Если здесь быть китайскому мемориалу, то поселок автоматически превратится в место паломничества китайских коммунистов. Для Первомайского это крутой виток. И пока никто не берется сделать точный прогноз – к лучшему или худшему.

Восток – дело решенное

У местных – свои святыни. Первая же встреченная бабушка с клюкой оказалась связана с усадьбой – ее прародственница была выдана замуж «в усадьбу». И Людмила Афанасьевна вспоминает, что «старо-никольским везло с помещиками».

– В отличие от других, они не лютовали, к крестьянам относились по-человечески, жить давали. И жили наши предки-крестьяне неплохо, – считает Людмила Афанасьевна.

По ее словам, советский период был тоже неплох, хотя в знаменитой исторической усадьбе устроили сначала колонию для малолетних преступников, а потом – рабочее общежитие. В новейшие времена здесь был жилой дом, с магазином и игровым клубом на первом этаже.

Дом медленно разрушался. Видимо, слишком медленно. Поэтому его кто-то поджег. Местные считают, что у всех пожаров в Первомайском – а тут их было немало – причина одна: обесценить драгоценную недвижимость и отдать за гроши новому собственнику, который ее будет восстанавливать. Но уже, конечно, для себя.

Усадьбу XVII века восстановить оказалось некому, кроме китайцев. Они должны будут воспроизвести облик дома на момент проведения съезда. Потомки уже будут знать этот особняк как место проведения китайского партсъезда. Говорят, что аренда на 25 лет уже подписана.

В администрации Первомайского, видно, уже устали от вопросов про «нашествие китайцев». И уже даже упоминают действительно имеющую место давнюю дружбу района с Китаем, ведь побратим Наро-Фоминска – город Фошань. Местные чиновники, конечно, уже успели съездить в командировки в Китай. И не по разу. Туда же периодически отправляются одаренные дети из различных кружков и школ района.

– После пожара здание находится в плачевном состоянии, жители выселены, – рассказала «Собеседнику» главный специалист по культуре администрации поселения Первомайское Ольга Тихонова. – Но объект находится в собственности Росимущества, и его дальнейшую судьбу будет решать мэрия столицы, так как наше поселение территориально вошло в границы «новой Москвы».

Главное намерение в силе – на месте исторической усадьбы будет культурный центр. Китайский.

Досье

Усадьба была построена в конце XVII века окольничим боярином Федором Михайловичем Ртищевым-Большим, личным другом царя Алексея Михайловича.

Усадьба в стиле ампир пользовалась популярностью. После Ртищевых хозяевами усадьбы стали Мусины-Пушкины, которые владели имением почти два века. Самым известным из рода был генерал Иван Мусин-Пушкин, герой Бородинской и Аустерлицкой битв. В конце XIX века усадьба перешла к купеческой семье Крыгиных и их наследникам.

В 1928 году советские власти предоставили красивейшее здание под Москвой для проведения шестого съезда китайской компартии. Съезд, который вел сам Мао Цзэдун, стал основополагающим для дальнейшего развития Китая.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика