О будущем ивент-индустрии: что ждет концерты и фестивали
С 9 июня в Москве началось радикальное снятие ограничений, связанных с коронавирусом. Но что ждёт индустрию мероприятий?
С 9 июня в Москве началось радикальное снятие ограничений, связанных с коронавирусом. Первым делом для жителей столицы отменили пропуска, девушки вновь могут отправиться наводить красоту в салоны, 16 июня начнут открываться террасы кафе, а к концу месяца жизнь практически полностью вернется в привычное русло. Но что ждёт индустрию мероприятий? Концерты, фестивали, спортивные события встали на паузу в самом начале режима самоизоляции, и пока будущее event-индустрии остается туманным. Как организаторы концертов пережидают кризис, удалось ли онлайн-формату заменить живые шоу на сцене и какими будут массовые мероприятия в будущем, Sobesednik.ru рассказал эксперт ивент-индустрии Денис Максимов – организатор церемоний награждения Олимпийских игр в Сочи, мероприятий для Центрального детского магазина на Лубянке, сооснователь маркетингового агентства Illume, генеральный директор event-компании Артего.
– Расскажите, Денис, каково было представителям ивент-индустрии в марте?
– Когда объявили режим самоизоляции, ивент-индустрия была просто повергнута в шок. Организаторы хватались за голову, отменяя концерты, которые готовились месяцами и даже годами. Так происходило не только в России. Текущий кризис стал сильнейшим ударом по ивентщикам всего мира. К чести коллег, могу отметить: многие очень быстро сориентировались и перенесли мероприятия в онлайн. Пресс-конференции, мастер-классы, даже концерты проходили в онлайн-формате и раньше, но сейчас, за неимением конкуренции их объем стал таким, что впору говорить о золотой эпохе онлайн-ивентов, которая, безусловно, окажет влияние на индустрию и в будущем.
Если говорить о музыкальной индустрии, поразило воображение количество концертов-квартирников. Очень много артистов как в России, так и за рубежом устроили онлайн-трансляции в своих социальных сетях или в партнерстве с платформами, например okko, ivi и так далее. Radiohead, Coldplay, Робби Уильямс, Би-2, музыканты Gazgolder, Леонид Агутин – всех просто не перечислить. Это отличная акция, которая поддерживала зрителей, да и артистам давала возможность получить пусть онлайн, но фидбек от аудитории. Прошел ряд живых концертов: «Русское Радио», например, устроило при пустом «Крокус Сити Холле» марафон «Все будет хорошо». А вот концерт на сцене Большого театра в поддержку медиков привел к тому, что несколько организаторов и исполнителей подхватили вирус, так что злоупотреблять подобным форматом организаторы не стали. Сольные же онлайн-выступления продолжились. Очень интересный кейс – концерты звезд на платформе игры Fortnite, в результате чего ее аудитория выросла до 350 млн. человек, а это практически «две России». Карантин позволил людям посмотреть на всю индустрию шоу-бизнеса с другой стороны, а разработчики программного обеспечения воплощали самые смелые идеи в кратчайшие сроки. «Мир после» и используемые технологии точно не останутся такими, какими они были до карантина.
– Какие еще тренды будут в «мире после»?
– Кстати, прошедшие онлайн-мероприятия обнажили техническое несовершенство и VR-технологий, и многих платформ. И это дало толчок к их стремительному развитию и совершенствованию.
Я хотел бы особо отметить выступления Hurts и Yungblud на VKfest, да и в целом весь фестиваль, который был перенесен на платформу соцсети. Это было очень драйвово, ярко и продуманно. Понятно, что и организаторы, и зрители ждут следующего года и живой встречи, но это достойный пример организации онлайн-ивента.
– Поддержка, развитие технологий, это конечно здорово, но, как говорится, где деньги?
– Конечно, живые концерты – это совершенно другой уровень вовлеченности для зрителя. И это источник прибыли для организаторов. Для бизнес-мероприятий формат онлайн нередко бывает более выгоден: презентации, пресс-конференции в интернете дают те же показатели в коммуникации с аудиторией, а их организация обходится дешевле, нежели в реальном мире. В случае с концертом ситуация другая. Монетизировать онлайн-выступление артиста крайне сложно. Еще в начале карантина мои коллеги оценивали ущерб ивент рынка на сумму до 20 миллиардов рублей – это деньги, уже вложенные в подготовку мероприятий, промо, аренду площадок. На весну было отменено до 100% событий. Лето и осень также остаются под вопросом, и упущенная выгода также исчисляется миллиардами. Безусловно, пострадали и сами артисты. Заявления Иосифа Пригожина, Наташи Королевой других наделали в сети много шума. Да, звёзды не доедают последнюю гречку, и едва ли этично говорить о том, что они на пороге нищеты. Но и нельзя отрицать, что убытки колоссальны, а отмены концертов ударили и по самим артистам, и по огромному количеству профессионалов, связанных с организацией: от гримеров, до монтажников сцены.
– Есть ли робкие прогнозы о восстановлении концертной деятельности?
– Могу предположить, что при благоприятном развитии событий и отсутствии ощутимой второй волны коронавируса, с конца лета мероприятия будут возвращаться. Начнется все с небольших камерных концертов по пригласительным и клубных вечеринок, возможно, в стиле постапокалипсиса: тусовщики с удовольствием наденут маски и даже противогазы, если это будет вписано в концепцию и превратится в некую игру. Когда я организовываю фестивали электронной музыки, я всегда стараюсь максимально креативно подойти к картинке, свету и концепции, чтобы каждое мероприятие отличалось от предыдущего. Поэтому, если бы сейчас передо мной стояла задача провести подобный ивент, я стопроцентно сыграл бы на теме индивидуальных защитных средств, которые могут стать «фишкой».
Возможно, ближе к Новому году речь пойдет и о традиционных шоу в концертных залах. Возобновят гастрольные туры звезды, пройдут записи предновогодних концертов, таких, как «Золотой Граммофон», «Песня года». Но прогнозы – дело неблагодарное. Уверенности пока нет.
– Какими будут эти мероприятия? Будет ли на них соблюдаться дистанция между зрителями?
– Подозреваю, что при условии заполнения зала на 10% (а подобный указ, касающийся спортивных мероприятий был опубликован в начале июня) немногие организаторы возьмутся за работу. Для крупных спортивных мероприятий это не принципиальный момент. Вся монетизация подобных событий идет за счет трансляций, так что спортивные события не ушли бы в минус и без зрителей вовсе. А вот что касается концертов, театров – как промо-акция, как попытка напомнить о себе полупустой зал (плюс интернет-трансляция) могут иметь место, но говорить о такой заполняемости на регулярной основе я бы не стал.
Можно предположить, что взлет популярности переживут опен-эйры. Открытые площадки дадут возможность соблюсти дистанцию и чисто психологически будут казаться безопаснее для зрителей. Тем не менее пока множество крупных фестивалей, в том числе «Усадьба Jazz», «Дикая мята», перенесены на 2021 год.
С уверенностью могу сказать: концерты вернутся. Онлайн формат прекрасен и сегодня уже незаменим, но для больших шоу, фестивалей это всего лишь суррогат. Мы идем на концерт за чувством сопричастности к чему-то большому, общему. Даже концерты в виртуальной реальности, с использованием шлемов и созданием аватаров пользователей не дадут таких эмоций. Смею предположить, что индустрия полностью восстановится в течение 1,5-2 лет.