22.10.2018

Почему питерская тусовка не приняла фильм "Лето"

Большинство людей из питерской тусовки того времени фильм «Лето» не восприняли. Недостоверно, мол. Нет питерского духа

Фото: кадр из фильма «Лето» // кинокомпания WDSSPR

На прошлой неделе стало известно, что «Собибор» Хабенского выдвинули на «Оскара» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». А фильмы Кирилла Серебренникова «Лето» и Алексея Германа-младшего «Довлатов» вошли в программу 62-го Лондонского кинофестиваля.

Казалось бы, Виктор Цой – культовая фигура своего времени, и память о нем не меркнет по сей день. Тем не менее фильм Серебренникова «Лето», посвященный этому музыканту, не обрел прогнозируемой ему популярности. Почему? 

Большую роль в оценке киноленты сыграло мнение Бориса Гребенщикова (которое моментально расхватали на цитаты). Когда Борису прислали первую версию сценария, он прокомментировал его так: «Ложь от начала до конца. Мы жили по-другому... в сценарии представлены сегодняшние московские хипстеры...».

Сценарий был переделан. Над его созданием работали Михаил и Лиля Идовы, опираясь на мемуары Натальи Науменко, жены знаменитого музыканта Майка Науменко, который выведен главным героем этой картины.

«С одной стороны, доказывала: «Мы не так друг друга поздравляли, не то говорили». Но, с другой стороны, чем больше замечала фантазии – легкой, с элементами абсурда, – тем больше симпатии это вызывало», – рассказала она порталу «Нож». Там же прокомментировала и любовную линию картины, которая стала сенсацией: «Правдивость образа» – тоже святое дело. Но с Витей у нас были отношения, которые не определишь одним словом: что-то вроде нежной дружбы. О них не стыдно вспоминать (там только свет и грусть), но и знать каждому не обязательно». 

Большинство людей из питерской тусовки того времени фильм «Лето» не восприняли. Недостоверно, мол. Нет питерского духа, но не к месту присутствует московский, как отметил и БГ. 

Критики считали, что Рома Зверь не может играть Майка – разные музыкальные направления, смутил их и актер Тео Ю, кореец из Германии. Основные претензии: не похож на Виктора Цоя и не знает русского языка. Кто-то даже углядел в этом элементы расизма по принципу: для Серебренникова «все азиаты на одно лицо». Но эти домыслы были развеяны: Рома справился с ролью, Тео не хватило энергии и харизмы Цоя, но характер был передан замечательно.

Но, увы, очевидно одно: те, кто являлся голосом своего поколения, сегодня стали забываться. 

С 2006 года началась повальная мода причислять себя к неформальным движениям. Миллионы подростков метались от одной субкультуры к другой. Ярлыки вешались на всех. Тогда кто-то начал говорить, что Цой на самом деле панк. Это вызвало бурю негодования у новоявленных рокеров. Поскольку молодые люди не умели грамотно отстаивать свою точку зрения, то прибегали к самым некрасивым приемам. Драки доходили до поножовщины. И образумить неформалов было некому. 

Я помню, как пошла с подругой на концерт группы «Пурген» в клуб «Точка». Нам тогда было по 15 лет. Музыка, танцы «пого» и «слэм», ирокезы и прыжки со сцены – отрывались как могли. Выходим из клуба, повсюду ОМОН, на асфальте кровь. Нам сказали, что это была группа скинхедов. Они ждали, когда часть панков выйдут к дороге, после чего напали на них с ножами. До метро нас, малолетних любительниц панка, провожал ОМОН. Все эти страсти давно утихли, а все разногласия решаются в переписках. 

На роль Андрея Панова (Свина) в «Лето» был приглашен Александр Горчилин. До начала съемок в «Лете» Александр занимался собственным фильмом «Кислота», рассказывающим о жизни современной рефлексирующей молодежи. Если рассматривать обе киноленты и проводить параллели, можно увидеть, как изменился социум и молодые люди за эти 30 лет. 

Александр Горчилин в интервью для журнала «Собака.ru» говорит: «Родители рассказывали нам какую-то жесть, утверждая, что жизнь – говно. Они так сильно заботились о том, чтобы у нас все было хорошо, что нам стало настолько хорошо, что многие реально не понимают, что им делать, потому что все уже, блин, сделано...»

Валерия Шаталова

Мы задали пару вопросов вокалисту группы «Игра» Беку Мардонову, который уже много лет исполняет песни Виктора Цоя. Музыкант за двадцать лет карьеры добился поразительной схожести в звучании голоса с Цоем. Группа постоянно дает концерты по России. 

– Как вы считаете, чего не хватило этому фильму?

– Не могу никого судить, но, как начал смотреть фильм, сразу появилось ощущение, что это не те времена. 

– Очень многие критикуют фильм за недостоверность, забывая, что картина все-таки художественная. Как вы считаете, какую идею хотел донести Серебренников?

– Нужны были актеры, которые смогли бы показать тот бунтарский питерский дух, а в фильме мы видим каких-то современных героев, далеких от этого. Например, я тоже не профи, с 1990 года пою и до сих пор учусь, так как это непросто передать. Тут нужен или профессионализм, или года. Возможно, режиссер добавил много от себя и хотел сделать красивую картину, но получилось неоднозначно. Что бы там ни было, спасибо за фильм. Спасибо, что просто не забывают про тех, кого с нами нет.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика