Леонид Серебренников: Современные певцы – это фабричная штамповка
Заслуженный артист России, певец и актер Леонид Серебренников рассказал о современной эстраде и о своей нынешней жизни
Его голос звучит более чем в 70 кинофильмах, среди них: «Обыкновенное чудо», «Д’Артаньян и три мушкетера», «Чародеи», «Мария, Мирабела» и т.д. В прошлом году заслуженный артист России, певец и актер Леонид Серебренников отметил 70-летний юбилей.
Мастер сцены рассказал, чем он сейчас живет и что его волнует:
– Хорошая музыка и хорошие тексты сегодня востребованы. Но, к сожалению, молодежь портят тремя аккордами. Наши шоу-воротилы после первого же выступления говорят талантливому мальчику: «Ты – звезда». Он выходит на сцену, получает Гран-при, и его тут же забывают. Потому что певцов сегодня выпускает «фабрика». Это штамповка, а певец – штучный товар. И потому все друг на друга похожи. Я вспоминаю прежние времена. В «Песне года» выступали 20 человек. Их знала вся страна, и они были самодостаточны. Магомаев и Лещенко, Кобзон и Мартынов. Они отличались друг от друга не только репертуаром, но прежде всего манерой, тембром исполнения… Актер театра может быть хромым, как Гердт, косым, как Крамаров, а певец должен иметь красивый, запоминающийся голос. Это инструмент, в который ты вкладываешь сердце. Найти индивидуальный тембр сложно. Джо Дассен. Одна октава. А какой тембр! Тембры Азнавура или Хампердинка – это же праздник! Главная проблема молодых исполнителей в том, что они не несут индивидуальности, а это как отпечаток пальца.
О трагедии нашего общества
– Если у тебя душа поет, а голос не очень, можно помочь. Ведь как пел Андрей Миронов! Порой не чисто музыкально, и он очень переживал по этому поводу, но все компенсировал своей актерской игрой. Есть певцы с таким бархатным голосом, что женщины падают в проходе, а мозгов – нет. Сейчас вообще поют все, кому не лень. И в кино такая же ситуация. Режиссеры стали приглашать на роли статистов, которые выиграли в конкурсе красоты и в качестве бонуса вызваны на съемки. Режиссер, приглашая ничего не умеющего человека, тем самым дискредитирует профессию. В нашем сегодняшнем обществе большая трагедия – засилье непрофессионализма и дилетантства. Продюсеры занимаются музыкой, ничего в этом не понимая.
О творческом пути
– В советское время пробиться было сложно. У меня не было никого, кто бы мог помочь, в общем, блата не имел. Считалось: чтобы попасть в «Песню года», надо кому-то заплатить. Я понятия не имел, как это сделать. Однажды принес на съемку бутылку коньяка, так ее и проносил. Неудобно было кому-то ее вручить. Поэтому приходилось трудиться. Но повезло в том, что меня все время замечали. Руководители оркестров, музыкальные редакторы. Оскар Фельцман на меня обратил внимание, Никита Богословский, потом Ян Френкель, Лев Ошанин. Я не просил никого, но мне давали серьезную работу. А я не мог подвести людей… Как я мог подвести Евгения Догу, который предложил записать «Марию, Мирабелу»? Или когда записывали песни к фильму «Обыкновенное чудо»? Талантливые люди своим материалом помогали мне расти. Я работал с именитыми авторами и не зазвездил. Но многие из серьезных певцов стали почему-то мне завидовать. Дорогу я никому не переходил, козни не строил, и вообще моя жизнь в искусстве очень скромная. Я пел концерт и уезжал к себе в Люберцы, не ходил по тусовкам и банкетам.
О корнях
– Я родился в Москве и всю жизнь живу в Люберцах. А корни мои – в Екатеринбурге. Моя бабушка вышла замуж в 16 лет, ее избраннику было 18. Началась Гражданская война. Дедушка стал писарем у красных в партизанском отряде. Пришли белые. Мою бабушку забрали, повели к какому-то начальнику, она поняла, что ей грозит расстрел. Взяла дочку, мою маму, на руки, вошла в кабинет ни жива ни мертва. У окна стоял офицер и курил папиросу. Не оборачиваясь к ней, спросил: «Ну что? Муж-то в красных?» – и повернулся резко. Вдруг маленькая мама как закричит: «Папа!» – и руки к нему протянула. У офицера папироса задрожала, он сел за стол, на котором стояла семейная фотография, сказал: «Вот и мои где-то так же мучаются». И отпустил их. Получается, моя мама спасла жизнь бабушке.
Об отдыхе
– Я никогда не ездил на курорты. Не знаю, что такое лежать на пляже. В Подмосковье у нашей семьи есть скромный участок, там и отдыхаю. В грядках не копаюсь. Могу повозиться с тремя внуками, когда время бывает. А еще люблю что-нибудь сделать своими руками. Сам водопровод провел. И «Жигули» свои разбирал, но в иномарки уже не лезу.