Колокольников готовился к другому миру: в Подмосковье экранизируют "Мы" Замятина

Начались съемки экранизации культовой антиутопии Евгения Замятина. Мы поговорили со сценаристом Александром Талалом

Фото: Самый большой павильон в России – 3082 кв. метра – будет полностью застроен декорациями, сообщают в "Главкино" // фото: Instagram "Главкино"

В павильонах «Главкино» начали снимать экранизацию культовой антиутопии Замятина «Мы». В фантастическом фильме задействована целая россыпь актеров: Егор Корешков, Юрий Колокольников, Елена Подкаминская... Мы поговорили со сценаристом проекта Александром Талалом, который известен как автор сценария «Дневного дозора» и преподаватель Московской школы искусств. 

«Здесь много вызовов» 

- Антиутопию Замятина «Мы» считают произведением  сложным, ставящим острые вопросы. Как думаете, фильм будет понятен широкому зрителю, который привык к боле легким жанрам? 

- Жанр антиутопии хорошо понятен широкой аудитории и популярен в последнее время. Ценностные конфликты всегда интересовали зрителя - на этом построен кинематограф. И ярче всего их раскрывает жанровое кино, придавая им некую аллегорическую отстраненность, которая привлекает внимание к этим вопросам. Я в этом никакой проблемы не вижу. Возможно, еще и потому, что сценарий уже написан и принят в производство. Все препятствия остались позади.

- Единственная экранизация «Мы» была в ФРГ. Как думаете, почему у нас никто не брался? 

- Мне кажется, что экранизация в ФРГ – это был такой камерный телеспектакль, где были взяты какие-то элементы или часть сюжета. Ее нельзя назвать полноценной. Почему у нас никто не брался экранизировать роман? Не знаю, и это странно, потому что напрашивается, особенно в последние годы, когда была серьезная волна антиутопий. Проблема, наверное, не в том, что никто не хотел, а в том, что здесь много вызовов помимо ответственности за культовое произведение и его сложности, как вы говорите. Еще накладывается дорогой жанр для производства. Поэтому могу только догадываться, что многие ходят вокруг да около этой идеи.

Александр Талал // фото с личной страницы в Facebook

Гаджеты не главное 

- Идея принадлежит молодому режиссеру Гамлету Дульяну. Это он на вас вышел?

- Я видел, как эта идея экранизации романа витает в воздухе. В Московской школе кино, где я преподаю, за несколько лет до этого моя студентка попросила дать роман Замятина в качестве учебной адаптации, мы так и сделали. А потом со мной вышел на связь Гамлет, и выяснилось, что он уже много лет хочет экранизировать эту вещь. Сначала у нас был разговор о другом потенциальном проекте, но потом он все-таки вернулся к «Мы», который изначально для него был целью и мечтой. Мы довольно быстро нашли общий язык.

- Насколько сильным будет расхождение с сюжетом романа?  Сохранятся ли основные линии?

- Все, что связано с сюжетом, у нас под большим секретом. Я видел в официальном пресс-релизе фразу, что в сценарии «будет несколько существенных отличий от оригинала». С другой стороны, это не сочинение человека, которому приснился «Мы» Замятина и он уже забылся к утру и он что-то такое написал. Мы брали из романа всё, что могли. Когда у нас уже был готов первый вариант сценария, по просьбе Гамлета я перечитал книгу ещё раз и выписал все ценные мысли, фразы, детали, которые можно было бы использовать в нашей экранизации, и несколько из них удалось ввести в сюжет.

- Роман был написан в 1920 году. Замятин предвосхитил многие технологии, но мы-то живем в другое время. Чем будете удивлять? После голливудских фанатических фильмов это сделать сложно...

- С одной стороны, мне было понятно, что бюджет у нас не голливудский, и отпустить все тормоза, пофантазировать и насочинять как можно больше технологий – такой задачи, конечно, не стояло. Это не совсем попытка предсказать технологии будущего, скорее попытка представить себе технологии,  которые могут существовать конкретно в этом обществе,  конкретно в этом строе. Гаджеты сами по себе - это как раз не самое главное, потому что в фантастике изменение технологий – это показатель изменения сознания общества и человека.

Как повторить успех «Дозоров»? 

- Как вам актерский состав? Вы принимали участие в обсуждении потенциальных кандидатур исполнителей ролей?

- Я всегда был в курсе, Гамлет со мной делился. Мне кажется, Егор Корешков на роль главного героя очень подходит, Елена Подкаминская тоже очень хороша в своей роли. Гамлет мне показывал кадры со съемочной площадки. У него очень тщательный подход к работе, и мы с ним здорово сработались, слушали и слышали друг друга.

- Не могу не спросить вас как автора сценария «Дневного дозора»: почему никто до сих пор не смог повторить успех этого фантастического блокбастера?

- Если говорить о «Дозорах», то помимо жанровости и новизны и на тот момент успеха культового произведения Сергея Лукьяненко у меня на этот счет своя теория. Мне кажется, что практически любое культовое знаковое кино – это удачная попытка заново рассмотреть соотношение жанра и реальности. То, что Тимуру Бекмамбетову очень хорошо удалось: как сказка или хоррор могут существовать в нашей реальности. Он задавался вопросами, которыми мало кто задается.  Он искал объяснений, что такое темные и светлые. Простой ответ, что одни пьют светлую энергию, а другие – темную, его не устраивал. Он пытался разобраться в их жизненной философии, на что это похоже в наших реалиях, о каких понятных ценностях идёт речь и так далее. Тимур задавался вопросами, которыми мало кто задается.

Мне кажется, в этом подходе и есть то, что мы называем авторским: проявить свое, личное, как в жизненных наблюдениях, так и в сюжетных канонах и в том, как они сочетаются.

- Актеры называют роман «Мы» любимым. Все его в школе читали, а сейчас? И вообще, как они вживались в свои роли? 

- Я вас уверяю: и перед съемками, кончено, тоже читали. Более того, Гамлету удалось то, что получается не у каждого режиссера – он полтора месяца репетировал с актерами.

* * *

// фото: Facebook Гамлета Дульяна

- «Мы» – это одно из моих любимейших произведений. И одно из самых глубоких и актуальных. Посмотрев на историю эволюции, мы видим, насколько точно Замятин не только предугадал разные социальные эксперименты человека, но, на мой взгляд, смог разгадать эту двойственную природу человека и от этого полюбить его ещё больше, – говорит Юрий Колокольников.

- Замахнуться на такой материал – огромная смелость. Эта антиутопия будет актуальна до тех пор, пока актуальны революции, а они будут всегда! – рассказывает Егор Корешков. 

На счету 32-летнего Гамлета Дульяна пока всего один полнометражный фильм «День рождения», который не вышел в широкий прокат. Продюсеры братья Андреасяны продюсировали  «Тот еще Карлосон», «Беременный» и другие фильмы. Блокбастер «Защитники» провалился в прокате.

Рубрика: Шоу-бизнес

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика