Сергей Шакуров: Мы не должны ползать на коленках перед Голливудом

Сергей Шакуров в большом интервью рассказал о проблемах в современном кино России и о востребованности в профессии

Фото: Сергей Шакуров // фото: Анатолий Ломохов / Global Look Press

Народный артист России Сергей Шакуров считает, что у нас много молодых талантливых режиссеров, и, если они ему предлагают что-то стоящее, он готов сниматься бесплатно. Актер признался, что из своих последних работ он больше всего доволен ролью в 12-минутной картине выпускника ВГИКа режиссера Ивана Снежкина «Три товарища» – экранизации известного рассказа Леонида Пантелеева «Честное слово». 

– Сергей Каюмович, это было проявлением поддержки?

– Да. Ваня Снежкин снимал дипломную работу, и я согласился ему помочь. А недавно с удовольствием на одном из кинофестивалей посмотрел несколько документальных фильмов и пришел в восторг. Это потрясающее зрелище, намного интересней на сегодняшний день, чем художественное кино. Появилась замечательная плеяда молодых ребят, которые очень хорошо снимают эти 10–20 минутные картины.

– Многие сейчас ратуют за качественное отечественное кино. Что нужно делать в российском кинематографе, чтобы оно появилось?

– Прежде всего убрать американскую продукцию с наших экранов. Если и не всю, то хотя бы чтобы она присутствовала не в такой пропорции, как сейчас. Это же с ума сойти! Государство должно такие вещи жестко регулировать. Нужно взять и волевым решением поменять процентное соотношение. Да, станут закрываться кинотеатры или не приносить доход, зато мы духовно поднимемся и не будем ползать на коленках перед Голливудом. Вся мишура, которую они снимают, почему-то представлена у нас. Я понимаю, есть шикарные картины, которые действительно интересны, но нельзя гнать к нам все подряд, включая мульт-фильмы. Я с ребенком своим хожу иногда, сидим мы и несколько человек в зале и смотрим эту дурь. (Младшему сыну артиста Марату 14 лет. – Ред.) Но есть же свои хорошие мультфильмы, например «Маша и медведь». Значит, можем делать.

«Невозможно бесконечно играть полковника милиции»

– А когда вам предлагают роль, важно ли для вас – положительная она или отрицательная?

– Нет. Это совершенно неважно. Главное, чтобы артисту было на что опереться. Если он владеет всей палитрой красок, которая существует для воплощения той или иной роли, то тут вообще никаких проблем. Чем неожиданней для меня роль, тем интереснее, потому что кинематограф представляет рискованную часть в творчестве. Можно очень сильно удариться мордой об стол и провалить роль. Но без риска действовать бессмысленно. Невозможно каждый год играть одну и ту же роль. Например, какого-нибудь полковника милиции. Это убивание творческого потенциала, заложенного в каждом человеке. Поэтому чем более непредсказуема роль, тем интереснее ее воплощать в творчестве, по крайней мере нескучно.

– Чувствуете себя в настоящее время востребованным? 

– В настоящее время все в целом очень непросто в кино и театре. Я помню, в советское время актер за исполнение главной роли мог купить машину. Сегодня такой возможности нет и каждый выкарабкивается, как может. Идет экономия. Недавно закрылось три картины с моим участием. Для одной из них построили громадную деревню на краю Ленинградской области, пригласили кучу звезд, снимали все лето, бац – и закрыли, хотя столько денег угробили. Как выясняется, сегодня, если у тебя нет полностью всего бюджета на руках, то нельзя ничего снимать. Приходит какой-то дурачок и говорит: «Я хочу поучаствовать в вашем проекте». Дает определенное количество денег. Фильм начинают снимать, а потом этот человек разочаровывается или деньги у него улетучились, и все закрывается. Сегодня все непредсказуемо, и дурачков много, которые хотят засветиться в продюсерском деле, но мозгов у них для этого совершенно нет.

– Какие у вас условия к сценарию картины, в которой вы готовы сняться?

– Если я читаю и понимаю, что роль можно сделать хотя бы 50 на 50, тогда говорю, какие мне нужны партнеры или партнерша. Я начинаю подбирать людей, с которыми не стыдно появиться и в которых я уверен, что они выполнят задачи, поставленные по сценарию. Но главное все же – первоисточник. Сегодня очень плохо пишут. В основном это однодневки, как маленькие книжки для самолета или курорта – прочел и выбросил. И назавтра уже не помнишь, что это было. Такой литературы полно... Но кинематограф – это достаточно сложный и мощный вид искусства, и он должен западать в душу, как те фильмы, которые мы все любим. Например, «Анна Каренина» с Самойловой. Нет равных на сегодняшний день ни спектаклей, ни фильмов.

Почему вместо Шакурова в «Экипаже» снялся Леонид Филатов

– А на ваш взгляд, нужно ли снимать старые фильмы на новый лад? Вот вы снялись в «Экипаже».

– Дело в том, что в картине «Экипаж» Саши Митты я отказался сниматься в той роли, которую играл Лёня Филатов. Она мне показалась неинтересной. И когда Николай Лебедев замыслил эту историю, совершенно другую и никакого отношения к тому «Экипажу» не имеющую, я уже заранее согласился. Кстати, Саша Митта тоже принимал в новом «Экипаже» участие. И вообще, собралась замечательная команда – Данила Козловский, Володя Машков. Николай Лебедев – потрясающий художник. Он снимает «шепотом». Чудовищные съемки были, тяжелые безумно. Но он ни разу не крикнул... А вообще к пересъемкам картин я отношусь плохо. Они обычно неудачные получаются.

– Вы часто участвуете в исторических картинах. Почему? 

– Картины, касающиеся нашей с вами истории – это тема вечная. Там можно черпать, как из глубинного колодца, наполненного золотом и бриллиантами. И эта тема всегда интересна для артиста. Это не так просто делается, но зато результат получается, как правило, достойный.

Рубрика: Шоу-бизнес

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика