"Каникулы президента": хулигански и многогранно о России
Sobesednik.ru публикует интервью с создателями фильма «Каникулы президента», который выйдет на экраны уже после выборов
Sobesednik.ru публикует интервью с создателями фильма «Каникулы президента», который выйдет на экраны уже после выборов.
По сюжету, устав от рутины, президент решает отправиться на каникулы в гордом одиночестве, чтобы отдохнуть в Крыму, а заодно свободно пообщаться с народом. Понимая, что остаться инкогнито и улизнуть от заботливых коллег будет сложно, он прибегает к услугам гримера. Но его новый облик точь-в-точь совпадает с наружностью Валерия из N-ска, который в крымском санатории скрывается от коллекторов по путевке матери...
В комедии, которая выходит на экраны 29 марта, задействован убойный состав в лице главного пародиста Владимира Путина Дмитрия Грачева, завсегдатая всех комедий Гоши Куценко, эпатажной Настасьи Самбурской, мэтра Дмитрия Диброва и многих других.
Тема особенно пикантна ввиду предстоящих выборов президента в марте 2018 года. Как появилась и реализовывалась идея фильма «Каникулы президента», в интервью Sobesednik.ru рассказали генеральный продюсер фильма Ольга Андрианова, а также режиссер и продюсер картины Илья Шерстобитов.
— Судя по трейлеру, комедия «Каникулы президента» обещает быть саркастической! Какую цель Вы преследовали?
Ольга: В нашем проекте мы постарались показать глазами путешествующего Президента проблематику, близкую каждому жителю России в его повседневной жизни. Браться за все на свете в одном фильме было бы непосильной задачей, и мы сфокусировались на таких, в общем-то, серьезных вопросах, как ксенофобия, коррупция, рассогласованность институтов государственного управления и бюджетов, урбанизация. Постарались посмотреть на это все с большой любовью к стране, давая место не только злым, общеизвестным проявлениям этих проблем, но и — неожиданно — добрым. В результате у нас получились как «плохие», так и «хорошие» гаишники, священники, врачи и чиновники — ведь действительность многогранна и удивительна! Но при этом каждый персонаж фильма обязательно вызовет у зрителя улыбку, я уверена, и заставит его хотя бы слегка задуматься. Такая скорее ироничная и язвительная комедия, похожая на народный анекдот.
— То, что фильм, который вы снимали — о президенте, больше помогало вам или мешало в организации съемочного процесса?
Ольга: Процессу — помогало. Организации — мешало. (смеется) Мы дошли до победного конца, недавно я посмотрела весь фильм, и он очень мне нравится.
Илья: Во время съемок было немало сложностей. Многие начинали опасаться, искать второе дно, перестраховываться. Вплоть до того, что у меня запрашивали письменное разрешение на подобный креатив. А такое право — на идею — может дать разве что Господь... В Бахчисарае нас не пустили снимать во дворец, хотя все было согласовано. А в последний момент местное руководство, видимо, испугалось тематики картины.
— Роль Президента в вашей картине исполнил резидент Comedy Club Дмитрий Грачев, а Президента в гриме сыграл Олег Васильков. Дмитрия вы, очевидно, выбрали из-за внешнего сходства с Президентом России. А Олега?
Илья: У Олега очень цепкий взгляд, в нем чувствуются сильная внутренняя фактура и колоссальная энергия. Во время нашей первой встречи я сразу понял, что нашел актера на эту роль.
Ольга: Кастинг утверждал Илья, я полностью ему доверилась, и результат превзошел ожидания. Для Олега Василькова, как мне кажется, это — звездная роль! Получился прекрасный Президент в гриме: он постарался в себя впитать в себя мимику, взгляд, жесты. Особенно комично это смотрится с озвучкой Дмитрия Грачева. И отменно хорош Васильков как Валера — разухабистый «свой в доску» парень. Значит, работа выполнена на «пятерку», — ведь в обоих его персонажей можно влюбиться.
— Что вы и актёры делали для достижения большего сходства с нашим президентом, кроме внешности Дмитрия Грачева? Проводили ли консультации с лицами, приближенными президенту и его аппарату?
Илья: Мы отсмотрели все интервью, которые были в доступе, фильм Оливера Стоуна, чтобы схватить походку, моторику движений и мимику. Среди моего большого круга знакомств есть люди, работающие под непосредственным руководством президента, к ним я тоже обращался за помощью.
— Ольга, вы бизнес-леди. А в «Каникулах президента» выступили не только продюсером фильма, но и сыграли в нем роль второго плана. Это была ваша идея?
Ольга: При очередной вычитке сценария я поняла, что тема коррупции нарисована жирным черным маркером. В то время как для меня все далеко не так однозначно. Коррупция — симптом более глубокой болезни общества, поэтому борьба с ней и не приводит к желаемым результатам. Она — следствие утраты механизмов любви и доверия между людьми, животного страха чиновников и бизнесменов, нелепая попытка обрести более тесные отношения с контрагентом таким вот противозаконным путем. Кроме того, бывают ситуации, когда наличие коррупции изменяет принимаемое решение. А если нет? А как быть с провокациями? Поэтому, почувствовав этот черный-пречерный цвет, я решила, что надо показать эту проблему немного под другим углом, причем на простом и понятном житейском примере. Осознала, что никакому уже придуманному персонажу я это в уста вложить не могу — и... написала сама себе роль директора отеля. Того самого, куда должен прибыть президент на отдых.
Илья — строгий режиссер. По его велению я весной и летом прошла ускоренную, но очень мощную подготовку у Натальи Тетеновой, только после этого мне было разрешено стать актрисой. Волнение было колоссальное, причем снимать мы начали в шесть утра с самой длинной сцены, но мне очень помог Александр Раппопорт, известный актер и режиссер, а по первому своему призванию — психотерапевт. Между дублями мы с ним беседовали — и не заметили, как съемочная группа все закончила и покинула площадку. А мы продолжали стоять на балконе и разговаривать. Помню, мне сказали, что мой крупный план получился с первого дубля, это я восприняла как большую похвалу.
— Илья, у вас большой продюсерский опыт, но «Каникулы Президента» — ваш режиссёрский дебют. Что было самым неожиданным для вас как режиссера? К чему вы не были готовы?
Илья: Это мой режиссерский дебют в полном метре. А год назад я снял коротметражную картину «Шаги», которая была в Каннах и на «Кинотавре». Но полный метр — это, конечно, другой опыт. Многое пришлось начинать с нуля, и только благодаря нашей супер-профессиональной команде удавалось «выплывать». Исходя из полученного опыта, могу сказать, что у режиссера еще бо`льшая нагрузка, чем у продюсера. У нас было 38 съемочных дней. Мы вставали в четыре часа утра, снимали до четырех дня, и часов до двенадцати ночи я занимался подготовкой следующей смены. Помню, как в выходной, который у нас был раз в неделю, в Ялте я пришел на пляж, лег под тентом, моментально уснул и проспал часов до шести вечера.
— Удалось ли уложиться в запланированный бюджет? Или кино, как и всякий творческий процесс, точным расчётам не поддаётся?
Ольга: Мы пока не вышли из бюджета. И это — заслуга всей команды, но прежде всего Ильи Шерстобитова, который по нашему с ним уговору вынужден существовать в шизофреническом состоянии: как режиссер — хотеть быстрее, выше, сильнее, а как продюсер — планомернее и экономнее. В последнем ему помогал Эдуард Алиев, наш исполнительный продюсер, который взял на себя всю головную боль по организации съемочного процесса.
— Кто выступил спонсором? Сложно ли было найти финансирование?
Ольга: В марте, когда Илья презентовал мне идею фильма, я сразу поняла, что сюжет — «мой». Хулиганский и очень человечный. Мы незамедлительно обсудили бюджет, и я решила, что потяну одна. Конечно, из-за скорости включения мы оставили в стороне product-placement, зато зритель будет избавлен от навязчивой рекламы внутри картины. Во всем вижу плюсы.
— В фильме звездный кастинг. Сложно ли было подстраиваться под графики таких востребованных актеров, как, например, Настасья Самбурская или Гоща Куценко?
Ольга: Порой мы занимались скрещиванием ужей с ежами. В анекдоте из этого выходит только колючая проволока, а наш креативный продюсер Катя Семенова мытьем и катаньем, мольбами и уговорами выстраивала нам расписания актеров так, что мы не пропустили ни одного дня в пустых ожиданиях.
— Илья, вы долго выбирали актеров на главные роли. А съемочную группу? Она проехала с вами всю страну или вы прибегали к помощи специалистов «на местах»?
Илья: Практически вся группа у нас — московская, потому что это должен быть один бессменный коллектив, который в курсе всего происходящего. Исключение составили локейшн-менеджеры, которых мы подключали в Ростове-на-Дону и в Крыму. Также мы прибегали в регионах к услугам местных кастинг-директоров, которые подбирали массовку. Больше всего я остался доволен работой с ростовскими специалистами. Там у нас были просто гениальные эпизодники! В Ростове-на-Дону люди умеют и любят работать! А еще там много прекрасных локаций. Мне кажется, Ростовская область пока недооценена нашими кинематографистами.
— Куда бы вы отправили вашего Президента во второй части каникул?
Илья: Было бы интересно оказаться где-то в Европе и раскрыть стереотипы о России. Я сам много путешествую, и когда говорю, что я русский, на меня часто смотрят так, будто хотят спросить: а где же моя балалайка? (улыбается) Так что задел на продолжение фильма у нас есть. Но пока я занимаюсь другими проектами, среди которых исторический сериал о дипломатах, действие которого разворачивается в XIX веке.