Новости дня

13 декабря, четверг



































12 декабря, среда










Илья Авербух: В спорте мне было тесно

«Собеседник» №49-2017

Илья Авербух // фото: Анатолий Ломохов / Global Look Press
Илья Авербух // фото: Анатолий Ломохов / Global Look Press

Канун Нового года московский Ледовый дворец встречает премьерой спектакля «Алиса в стране чудес». Об этом шоу, о спорах среди фигуристов и о предстоящей Олимпиаде «Собеседник» поговорил с режиссером и продюсером Ильей Авербухом. 

– Давно не мог нащупать, как справиться с сюрреалистическим миром, в который попадает Алиса, как отыграть этот провал во времени, – признается Илья. – И потом понял: отступать больше некуда, иначе никогда не решусь. А произведение интересное, очень глубокое. Его можно ставить много раз и по-разному. Можно делать и для взрослого зрителя, но в данном случае мы поставили детский спектакль.

Я совместил больше цирковых номеров. Это и воздушные акробаты, и фокусники, и жонглеры, и цирк на льду. Но, конечно, кататься будут звезды-фигуристы. В этот раз три двукратных олимпийских чемпиона: Екатерина Гордеева, Татьяна Волосожар с Максимом Траньковым. А еще – чемпионы мира Мария Петрова с Алексеем Тихоновым и другие. Так что из-за цирка уровень фигурного катания не пострадает. 

«Я стараюсь не кататься в своих проектах»

– А не было ли у вас соблазна самому сыграть кого-то в своих шоу?

–  Нет, я стараюсь не кататься в своих проектах, хотя, наверное, еще смог бы. Но давно себя отговорил от этого. Вот на днях мы гастролировали в Санкт-Петербурге, и было искушение выйти все-таки на лед и что-то изобразить, но уговорил себя этого не делать. 

– Илья, а почему, когда вы ушли из спорта, стали заниматься ледовыми шоу, а не тренерской работой? Сейчас многие жалуются, что надо выращивать будущих чемпионов фигурного катания…

– Думаю, находясь в своей нише, я тоже воспитываю молодежь. Но мне интересно заниматься хореографией на льду, постановкой. С этой стороны много работаю и с любителями, и с профессионалами. В свое время поставил олимпийскую программу Юле Липницкой. Три года работали короткие и произвольные программы с Женей Медведевой. Это мне интересно. А тренер – немножко другая специфика, не моя.

– А бизнес? 

– Здесь очень важно многое понять для себя. Когда спорт-смены попадают под чье-то обаяние, им кажется, что достаточно дать свое имя – и это само собой заработает. Я не отношусь к такого рода спортсменам. Построил свою бизнес-империю сам и рассчитываю всегда на свои силы. Только полное погружение в то, чем ты занимаешься, доскональное знание того, что ты делаешь, и ежедневный полный контроль над процессом сделает твой бизнес успешным. Надежды на то, что, поставив однажды шоу, ты поедешь отдыхать, а оно само собой будет получаться, у меня никогда не было. Иначе все развалилось бы через три дня. 

– Провалы были?

– Конечно, и сейчас далеко не каждый показ ледового шоу успешен. Поэтому всегда надо правильно планировать: один очень успешный проект финансово закрывает менее успешный. Ну, вот есть у нас дорогие ледовые спектакли, как «Кармен» или «Ромео и Джульетта». В них вложены большие суммы. И даже полные залы зрителей не сразу их окупят. Да и общий экономический спад в стране все равно мы чувствуем. Успех – это когда ты остаешься на рынке.

«Можем не общаться, но я всех уважаю»

– Как-то на прямой линии Владимир Путин вам сказал: «Такие люди, как вы, должны получать поддержку». Это он  о государственной поддержке. Она есть у вас?

– У меня абсолютно коммерческий проект. Но поддержку государства мы получаем в другом виде. Например, в Сочи построены прекрасные ледовые дворцы. И по окончании Олимпиады я получил возможность в одном таком дворце работать спектакль на протяжении всего лета. Аренду, конечно, платим, но по льготной цене, и это большая помощь. А бесплатно ничего не получаю, и это правильно. Экономика должна работать по такому принципу. 

– Как вам такое мнение, что в ледовых шоу Илья Авербух – монополист? Мол, на этот рынок вы никого не пускаете.

– Это не так! Помимо моих, сейчас есть как минимум три очень серьезных проекта. Я борюсь за качество и дольше всех на рынке – 13 лет. Конечно, стремлюсь, чтобы мои проекты были самыми лучшими. В моем коллективе работает целое созвездие великих чемпионов, и ни один из других коллективов этим похвастаться не может. Монополии никакой нет, я не могу никому запретить делать свои проекты. В конкуренции выигрывает только качество.

– Яна Рудковская, жена и продюсер вашего соперника Евгения Плющенко, однажды сказала: «Когда Илюша перестанет врать и будет признавать чужие успехи?!» Вы признаете успехи других?

– Глупо комментировать это. Успехи – это дела, а не слова. 

– Еще вас обвиняла фигуристка Мария Бутырская в том, что это она придумала шоу «Лед и пламень». А потом вы украли и сделали это на телеэкране.

– Послушайте, Маша Бутырская делала в свое время гала-шоу «Лед и пламень», где чемпионы катались на коньках в концерте. А наш проект был телевизионный, который не имеет к этому шоу никакого отношения. Если помните, у нас суть в том, что звезды, не умеющие кататься на коньках, выступают в паре с профессионалами. Один эпизод они делают на льду, другой – уже на полу. Поэтому так и называлось: «пламя» – танцы на полу, «лед» – соответственно на льду. А насчет названия – это к Пушкину: «Они сошлись. Волна и камень, стихи и проза, лед и пламень…» Ну уж никак не к Маше Бутырской. И таких инсинуаций много. И комментировать их не хочу, лучше делом заниматься!

– Иногда слышим какие-то разборки, и кажется, что-то там не так.

– Везде есть и друзья, и те, кто недолюбливает друг друга. Но если говорить о сообществе фигурного катания, в каждом из нас есть кодекс чести. Мы можем не общаться, но лично я всех уважаю. Какие-то высказывания бывают, но в этом нет никакой подоплеки.

– Вы, когда вспоминаете спортивную карьеру, признаётесь, что для вас это было чуть ли не тюремное заключение. Почему?

– Я не был большим фанатиком спорта. Все-таки мне нравится самому творить, придумывать и решать свою судьбу. А когда ты ученик, то выполняешь только волю тренера. И в этом мне было совсем тесно.

– Сейчас спорят, правильно ли нашим спортсменам идти на Олимпиаде в Южной Корее под нейтральным флагом. Вы как считаете? 

– Моя позиция – выступать надо. И своими результатами ответить всей этой фальши и лжи, которая льется на нашу страну и на наших ребят. 

– Считаете, что все-таки льют «фальшь и ложь»?

– Понимаете, не может быть коллективной ответственности в спорте. Каждый случай должен быть доказан, а настоящих доказательств каких-либо нарушений представлено не было. Абсолютно сфабрикованное дело. Да, проблема с потреблением допинга есть во всех странах. Но когда, как сейчас, списками лишают наших ребят возможности выступать – такого не должно быть. Нам сложно понять и взвесить политические истории. Уверен, что работа нашими чиновниками все-таки ведется, но есть много кулуарных вещей, которые мы не можем знать. 

* * *

Материал вышел в издании «Собеседник» №49-2017.

поделиться:


Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания