Первая "русская "Грэмми": что из этого получилось
Sobesednik.ru побывал на Первой Российской национальной музыкальной премии и попытался разобрался, зачем она нужна
Sobesednik.ru побывал на Первой Российской национальной музыкальной премии и попытался разобрался, зачем она нужна.
В компанию к «Золотому граммофону», «Песне года», премиям МУЗ-ТВ, Ru.Tv, MTV добавилась еще одна – Первая Российская национальная музыкальная премия. Негласно ее называли «русской «Грэмми».
Церемонию готовила команда Игоря Крутого. Бомонд отозвался живо: приехали все – от Стаса Михайлова до группы «Ленинград», от Михаила Галустяна до Андриса и Илзе Лиепа. А не бомонд – вяло: сколько можно уже награждать одних и тех же?
Что это и зачем это
Началось все с казусов на красной дорожке. Первым пришел Эндрю Дональдс (известный по группе Enigma), помогавший Максиму Фадееву с саундтреком к его мультику. Однако рядом с ведущим Алексеем Чумаковым не оказалось переводчика, и Алексей был вынужден перейти на язык Виталия Мутко:
– Эндрю, вэар из... переводчик?
– Я думаю, нам надо проводить Эндрю в зал, – нашлась после неловкой паузы соведущая Чумакова.
[:image:]
Охлобыстин, прибывший с женой и одним из сыновей, был в прекрасном расположении духа.
– Честно говоря, я не знаю, что это будет, – признался Sobesednik.ru отец Иоанн, из которого фанаты истово творили кумира прямо на красной дорожке. – Друзья дали маяк: надо поддержать. А я, знаете, человек такой компанейский. Олд скул сказал: «Надо», олд скул ответил: «Есть!» (old school – в переводе «старая школа», на молодежном сленге означает нечто «старое доброе уважаемое». – К. Б.).
– А что за друзья-то?
– Игорь Крутой.
Игорь Яковлевич отбивался за кулисами от скептического «Не много ли у нас музыкальных премий?»
– Премия Муз-ТВ, например, уехала в Казахстан. Радиостанции, телеканалы вручают свои премии, а вот одной такой объединительной не было.
– Но в учредителях этой премии шестерка самых влиятельных российских поп-продюсеров. Выходит, своим же артистам и вручаете? – задаю вопрос Крутому.
– Не скрою, довлеть над всем этим и как-то продвинуть своих исполнителей пытались, но ничего не получилось. На первом этапе номинантов выдвигали 120 экспертов, и, если проект сохранится на следующий год, я рассчитываю, что заполнять анкеты будут 250 человек. А за образовавшиеся пятерки уже голосовали все желающие.
[:image:]
Вашему покорному слуге тоже присылали бланк из офиса компании Игоря Крутого «АРС-рекордс», который я честно заполнил. Но официальный сайт премии нельзя было найти в первой десятке поисковых запросов. Анонсы были в основном на сайтах, где продавали билеты. Поэтому народное голосование было в лучшем случае соревнованием фан-клубов в собственном упорстве.
Плюс к этому учредители премии – Крутой, Фадеев, Матвиенко, Дробыш, К. Меладзе и Пригожин – представляют собой ударный кулак российского шоубизнеса, который в последний год сжимается сильнее, чем кулак дальнобойщиков.
Номинация «Лучший продюсер» стала, однако, апофеозом, поскольку представляла собой список главных учредителей премии (выиграл в итоге Константин Меладзе).
[:image:]
Очаровашка Дробыш, которому в последнее время больше других достается на орехи от музыкальных критиков, на вопросы «Собеседника» вообще отвечал односложно: «Давайте посмотрим, что из этого (из премии) получится».
«Ехай к шаху»
А получилось вот что. Статус Игоря Крутого в российской поп-музыке вплотную приблизился к статусу Никиты Михалкова, «главного по российскому кино». Хотя И. К. барином никто не назовет: интеллигентный и деликатный человек, при этом профи и как продюсер, и как композитор. Однако победители национальной музпремии неизменно благодарили... не народ и страну, а в первую очередь Игоря Яковлевича, как благодарят Никиту Сергеевича после получения «Золотого орла». Как на «Золотом орле», зал в Крокусе вставал в приветствии после того, как вставал на первом ряду Игорь Яковлевич. Впрочем, пока еще не весь зал, а только vip-партер.
Крутой умеет сделать из заурядной поп-мозаики яркое и актуальное событие. Валерия, Агутин с Варум, Лорак, Нюша, Ёлка исполняли свои относительно новые, незатасканные песни, часто очень достойные (у кого голос есть, конечно). Достойной поп-музыки было немало. Но когда премий в России становится больше, чем тех, кому их вручают (Билан, Лазарев, Гагарина, далее везде), все эти статуэтки обесцениваются так же быстро, как рубль на фоне падения цен на нефть.
Досматривать «русскую «Грэмми» до конца (а все закончилось в полпервого ночи) осталась от силы треть зала. А зря. Потому что шоу венчало выступление «Ленинграда», ставшего лучшей рок-группой (получая награду, Шнур сказал: «Фак ю вэри мач»). Тут-то и начался карнавал! Их новая песня оказалась про... Стаса Михайлова (который накануне церемонии в кулуарах «пел» мне о том, что не чувствует, как кризис ударил по его корпоративам, да и вообще предпочитает «обычные» концерты). «Напишу припев попроще, чтобы пели даже тещи», – рвал Шнур остатки зала.
[:image:]
«Ленинград» позвали на бис. «Мы сейчас в гримерке думали, как сделать цензурную версию нашей самой популярной песни последних двух лет, – сказал Шнур, имея в виду «Дорожную», более известную как «Ехай на ...». – Получилось «Ехай к шаху».
Сидевший передо мной Аркадий Укупник сначала, как показалось, готов был погнать грязных панков-сквернословов со сцены тухлыми помидорами. Но в итоге лихо отплясывал в проходе. Ноги Веры Брежневой сами пустились в пляс прямо на сцене. Расходившиеся в ночи по домам гламурно-попсовые зрители непроизвольно напевали «Ехай к шаху». А кто знал оригинальные слова – тот... тем более не стеснялся.
Самоирония – великая сила. У Крутого, в отличие от Михалкова, она есть.
Подумали и о вечном
Традиционные поп-номинации «разбавили» оперными (победили Аида Гарифуллина и Дмитрий Хворостовский) и фолк-музыкой (Пелагея). Спецпризом «За вклад» наградили Дениса Мацуева, который призвал всех слушать классическую музыку и сыграл Рахманинова, что было посвящением погибшим и пострадавшим во всех войнах и конфликтах.
[:wsame:][:wsame:]