Звезда "Комеди Клаб" Дмитрий Грачев: Путин не позволяет шуток в пустоту...
Дмитрий Грачев известен как двойник Владимира Путина, делающий пародии на президента в «Комеди Клаб» на ТНТ, а также в других телепроектах. О «двойной» жизни Грачев – Путин рассказал «Собеседнику» в своем первом большом интервью, приуроченном к Дню смеха
Ему (да икнется Шнуру) повезло. Он не такой, как все. Он работает в офисе. Но фишка не в этом. Дмитрий Грачев известен как двойник Владимира Путина, делающий пародии на президента в «Комеди Клаб» на ТНТ, а также в других телепроектах. По мнению многих, это самый похожий из двойников президента, когда-либо появлявшихся на телеэкране. Больше о Грачеве толком ничего не известно. Засекреченный? Только не сегодня. О «двойной» жизни Грачев – Путин рассказал «Собеседнику» в своем первом большом интервью, приуроченном к Дню смеха.
Внебрачный сын?
(Тик-так, тик-так. 19 часов 00 минут. Он приближается. Идет по коридору их обычной походкой, чуть отстраняя руку и помахивая ею в такт шагам. Это он или не он? То есть это точно не он? Слегка небрит. Без галстука. Без охраны. Задержал взгляд. Похоже, заинтересовался: «Я могу предложить вам кофе или чай?» Простая любезность? А может, ход конем с целью деморализовать противника?)
– Спасибо, не надо. И так жарко... то есть совсем наоборот, аж холодеет внутри: до чего похожи. Вы когда в зеркало смотрите, сами себе не удивляетесь?
– Привык. На сходство уже не обращаю внимания. Единственное, когда костюм надеваю, то уже нельзя не заметить. Приближение к образу становится максимальным. Поэтому я не ношу костюмов, как вы уже, наверное, заметили. Стараюсь одеваться в стиле casual. К счастью, в нашей организации (Грачев – пресс-секретарь крупного российского банка. – Авт.) не очень строгий дресс-код, поэтому мне легко дали поблажку. Без галстука удобнее. И узнают меньше.
– Не скажите, все равно один в один... Раз уж мы так неформально, я спрошу: а потрогать вас можно?
– С удовольствием!
– Ух ты, совсем как настоящий! А нос, губы – свои или после операции?
– Все натуральное. Никакой пластики. Что выросло, то выросло (смеется). Я слышал, что есть двойники Владимира Владимировича, которые похожи на него больше, чем я. Одного даже видел: на Красной площади стоял, фотографировался. Но он и по возрасту больше подходил...
– А это был точно двойник?
– Точно! Уж я бы, если что, заметил.
– Хорошо, что вы сами заговорили о возрасте. Поймите правильно, но вы ВВП в сыновья годитесь. И отчество у вас Владимирович... Может, вы того?
– Чего «того»?
– Может, вы внебрачный сын президента? Ведь и биография какая загадочная: жили до 20 лет в Керчи, потом в Москву приехали и прямо сразу в МГИМО поступили. Мы знаем, кто там учится: такие, как Ксюша Собчак. Или сын Дмитрия Медведева...
– Мы в «Комеди Клаб» смеемся, что имя я взял от одного президента, Медведева, а отчество – от другого.
– И фамилия от бывшего министра обороны досталась.
– Да, я всё вобрал (смеется). Мой отец не был похож на Путина. Я больше пошел в маму. И если есть какие-то сходства, то скорее по ее линии.
Что касается Москвы, то приехал я сюда после ПТУ. Учился на столяра-краснодеревщика. Имею, между прочим, третий разряд и сейчас иногда делаю мебель. ПТУ, как вы знаете, своеобразное учебное заведение, и перспективы мои были весьма туманны. «Поедешь поступать в Москву», – сказал отец. Мы с мамой посмеялись, но я все-таки поехал. Два раза проваливался, на третий – поступил на журфак, так что мы с вами коллеги.
– А как в КВН попали, коллега?
– Забавно вышло. Я не собирался играть – хотел только учиться. Как-то пришел на репетицию нашей университетской команды КВН к другу, который в ней играл. Ребята увидели меня и озадачили: «Есть номер на Владимира Владимировича (а он тогда только пришел к власти). Но у нас не хватает людей. Ты больше всех похож. Можешь выйти?» Я долго отнекивался, говорил, что сцена – это не мое. Жутко стеснялся. Но в итоге они меня уговорили. Дали произнести 7–8 фраз, которые показались мне совсем не смешными, даже и не шутками вовсе. Но я вышел, сказал эти фразы и, что называется, «порвал зал».
«Между нами есть что-то общее»
(Тик-так, тик-так. 19 часов 24 минуты. Он вспомнил, как волновался, когда первый раз показывался Маслякову. Опытные люди, знающие правила обращения с «фюрером», предупредили: «Главное – не смотреть в глаза. Чтобы не сбиться». Но самая важная встреча была у него впереди. Когда ВВП пришел на КВН впервые, мурашки бежали по коже. Во второй раз голова оставалась холодной. Он следил, как реагирует на выступление тот, другой, который на самом деле первый. ВВП благодушно смеялся. «Пронесло!» – теперь можно было выдохнуть.)
– Как получилось, что вы и в банке работаете, и являетесь резидентом «Комеди Клаб» на ТНТ?
– Многие удивляются. Вот смотрите. В 2005 году я получил диплом. «Комеди Клаб» тогда еще только начинался, был клубным, не телевизионным проектом. Заработать в «Комеди Клаб» тогда было невозможно. А нужно было на что-то жить, и я решил найти работу со стабильной зарплатой. Где-то полгода прослужил в Министерстве транспорта, потом перешел в банк. Наверное, определенный отпечаток еще наложил мой знак Зодиака. Козерогам свойственна консервативность. Я искал постоянство в финансовом плане. Собственно, поэтому я и сейчас не бросаю банк. Очень хорошо знаю: творчество, шоубизнес – такие сферы, где сегодня ты нужен и интересен, а завтра можешь оказаться забытым...
– Но атмосфера «Комеди Клаб», видно, затягивает?
– Конечно. Я хорошо знаю авторов этого проекта еще по КВН. С Анатолием Бурносовым, который был генеральным директором «Комеди Клаб продакшн», мы и были, и остаемся близкими друзьями. Это он настоял, чтобы я не терялся, а пришел в «Комеди Клаб». После чего авторская группа во главе с Гариком Мартиросяном придумала формат сказок. Мы попробовали – получилось. И с осени 2010 года я стал появляться на сцене «Комеди Клаб» регулярно.
– Легко удается уловить и передать Путина? Вы не актер все-таки...
– Мне отчасти повезло: образ соответствует моему собственному темпераменту. Вот Жириновского, наверное, было бы трудно копировать – у него постоянная экспрессия. А у Путина нет калейдоскопа эмоций. Можно подметить несколько вариантов поведения, поиграть интонационно и запомнить это. Плюс ко всему есть между нами что-то общее на каком-то уровне... Я не знаю, что это такое. Но существует же теория, что у каждого из нас есть двойники, люди, которые нам близки? Я даже в каком-то своем естественном поведении могу быть похож на него. Причем делаю это не специально.
Бывает так, что я девушке своей, например, что-то доказываю, и она вдруг говорит: «Стоп-стоп-стоп. Подожди, ты сейчас – абсолютно как Путин». Понимаете? Мне даже делать ничего не надо.
Единственное, когда я изображал Владимира Владимировича в КВН – это было одно. «Комеди Клаб» – совсем другое. На ТНТ я пародирую президента уже с большим пониманием, проникновением в образ. Тут надо не просто выйти и пошутить. Я сижу за столом и на протяжении почти 5 минут разыгрываю маленький спектакль, находясь один на один с залом. Очень важно, как ты подашь интонацию, мимику, жесты.
– Я бы иначе сказала. Очень важно, понравится ли ваша подача оригиналу. Доходили отзывы?
– Не думаю, что Владимир Владимирович смотрел все мои выступления в «Комеди Клаб». Наверное, что-то он видел, о чем-то ему рассказывали... Я по каким-то отголоскам слышал, что ему нравится. Людям, которые следят за его имиджем, точно нравится.
– Остроты тоже имиджмейкеры заверяют?
– Нет никакого цензора, который сидит за красной стеной и получает наши тексты! Понятно, что какой-то пошлости мы сами не допустим. Это и неуважительно, и на образ, главное, не ложится. Зрители не воспримут.
«Пародия на президента не позволяет шуток в пустоту»
(Тик-так, тик-так. 19 часов 43 минуты. Он рассказывает, что сопровождал сегодня на интервью кого-то из банка. Журналист постоянно косился в его сторону, ужасно мучаясь догадкой. Когда закончили, спросил: «Мы с вами где-то встречались?» Его нельзя не узнать. Только зацепишь взглядом – и обязательно оглянешься: а вдруг? Внимание, говорит, нравится. Только бы не фамильярничали. А то как крикнут: «Здорово, Вован!» Или, нарушая все правила конспирации, не придумают ничего лучше, как подойти в магазине вплотную и начать снимать на камеру мобильного телефона.)
– Почему в этом сезоне не выступаете в «Комеди Клаб»? Пропали одновременно с переизбранием своего героя. Затаились?
– В прошлом сезоне было несколько номеров, в этом пока ничего интересного не придумали. Мы на какое-то время брали паузу. В избирательный период нельзя участвовать в агитации. Потом начались оппозиционные волнения, и мы не делали номеров, просто не понимали: а как?..
– Не хотели играть ни за, ни против?
– Играть против Путина?
– Натюрлих!
– «Комеди Клаб» аполитичен, и это правильно. Но у резидентов, конечно, есть свои взгляды. Я не говорю, что люди, выходившие на Болотную площадь, поступали неправильно. Они выражали свое мнение, и с некоторыми тезисами я согласен. Но те силы, которые пытаются вылезти на интеллигенции, на тех, кто отстаивает правильные моменты, вызывают у меня отторжение. Это все страшно похоже на ситуацию, описанную в романе «Бесы». Достоевский очень точно срисовал типажи, Ставрогины сегодня видны очень четко.
А кроме того, я не появлялся, так как не было актуала, с которым можно было бы выходить. Принцип моих выступлений в «Комеди Клаб» какой: должна быть параллель между всем известной сказкой и политическим моментом, про который можно пошутить, и пошутить остро. Либо это должна быть интересная форма пародии. Мы делали и рэп, и обзор фильмов... Пародия на Путина не позволяет шуток в пустоту. Юмор должен быть выверенным, как выстрел из винтовки с оптическим прицелом. Придумывается это все очень сложно.
– Мне кажется, вы много теряете, что пользуетесь своим сходством лишь от случая к случаю. Представьте, сколько стоило бы ваше выступление на корпоративном новогоднем празднике...
– А я выступаю. Моя жизнь состоит из двух частей. 5 дней в неделю с утра до 7 вечера я нахожусь на работе в банке. А после, вечером, могу или поехать на съемки «Комеди Клаб», или где-то выступить с поздравлением...
– Работаете Путиным в свободное от работы время?
– (Смеется.) Ну, можно и так сказать.
«С юмором у Путина всё в порядке»
(20 часов 5 минут. Дело к концу. Уже тускнеет глаз, а он – как заведенный. Делится, каково это – быть человеком, так похожим на президента. Говорит, для него это интересный вызов, готов и дальше выступать в образе. Только мама переживает: как бы не заигрался. А он, не чувствуя опасности, наоборот, идет напролом. Хочет проверить себя, любит ясность. Она, как говорил Мюллер, «одна из форм полного тумана».)
– Недавно в эфире появился проект «Да, господин президент!» Было страшно браться?
– Было очень интересно. Впервые пришлось показать президента в неформальной обстановке, раскрыть какие-то новые эмоции и попытаться понять как человека. Я не знал, справлюсь или нет. Мне кажется, что справился. По крайней мере претензий, касающихся актерской игры, я ни от кого не слышал.
– Чего не скажешь о сценарии. Крайне осторожно.
– Это пробный камень. Возможно, будет продолжение и появятся более острые моменты... Там есть где «усмешнить», добавить по юмору.
– Какой скетч понравился больше всего?
– В каждом были удачные места. Например, про усыпление медведя-шатуна. С Депардье забавно получилось. Интересны размышления в кабинете, когда Путин подбирает слова, придумывает яркие выражения.
– Как думаете, он на самом деле сидит, запершись, и репетирует наедине с диктофоном?
– Почему нет? У ВВП очень хорошее чувство юмора. Когда он приходил на КВН, то легко импровизировал, свободно перешучивался с Масляковым, с жюри. С чувством юмора у него точно всё в порядке.
Справка
1977 – Путин отпраздновал 25-летие. Грачев только родился (23 декабря)
1985 – Путин стал резидентом КГБ в ГДР. Грачев тоже стал, но через 25 лет и в «Комеди Клаб»
1999 – Путин – и.о. президента РФ. Грачев получает корочки студента
2004 – они впервые встретились в зале КВН (в следующий раз – в 2011 году)
2012 – Путина третий раз избрали президентом. Грачев третий раз снялся в его роли в кино
Читайте также