Никита Джигурда: Матерщина всегда была для Руси спасением
В минувшую пятницу в Госдуме рассматривался законопроект, запрещающий употребление нецензурных выражений в СМИ. Депутаты предлагают штрафовать издания на сумму от 5 до 200 тыс. руб
В минувшую пятницу в Госдуме рассматривался законопроект, запрещающий употребление нецензурных выражений в СМИ. Депутаты предлагают штрафовать издания на сумму от 5 до 200 тыс. руб. «Собеседник» спросил известных людей, как они относятся к публично озвученному мату.
Никита Джигурда, шоумен:
– Матом на Руси всегда спасались, а в языческие времена он был языком жрецов. Сегодня же правительство довело жизнь до такого паскудства, что люди, нецензурно выражаясь, выпускают пар из котла. Если запретить мат, водку и табак, у котла сорвет крышку и депутатам придется уезжать в свои дома на дальних берегах.
Андрей Житинкин, театральный режиссер:
– Я против мата в СМИ, но не хотелось бы, чтобы эти запреты вторгались в искусство. Все-таки у каждого языка есть подобная лексика. А наш народ вообще фантастически талантлив в этом качестве. Это часть культуры, которую изучают слависты, есть огромное количество словарей ненормативной лексики...
Виктор Ерофеев, писатель:
– Любой запрет – это надувание щек самого мата. Превращение его в реликт, с которым нужно законодательно бороться, только затянет процесс отмирания мата. Это просто продолжение глупостей «госдуры».
Роберт Шлегель, депутат ГД, один из авторов инициативы:
– К газетам и журналам у нас особых претензий нет, но вот в различных ток-шоу мат звучит регулярно. Если программа выходит в записи, у редактора есть возможность завуалировать нецензурщину, а когда все происходит в прямом эфире – нет. В законопроекте речь идет именно об открытых ругательствах.
Леонид Млечин, телеведущий:
– Дума могла бы заняться более важными проблемами страны. Как они собираются штрафовать тех, кто звонит в прямой эфир и матерится? Найти их невозможно, расходы на поиски превысят все бюджеты...
Лариса Рубальская, поэтесса:
– Мат есть в нашей жизни, и наказывать за него деньгами как-то чересчур, на мой взгляд. Но он конечно же не должен быть нормой публичной речи. Я могу себе позволить некоторую скабрезность, когда пишу друзьям какие-то шутливые стишки к дню рождения.
Евгений Юрков, директор Института русского языка и культуры СПбГУ:
– Думаю, депутатам надо наказывать самих себя. Если должностное лицо позволяет нецензурщину и оскорбления, как это случилось в нашем питерском ЗакСе в декабре, то тут и 200 тысяч мало. А если сел на кнопку в парламенте и это вырвалось как междометие, тогда 500–1000 рублей хватит.
Читайте также