Валерий Золотухин: Только идиот откажется от спектаклей Юрия Любимова
Он играл Моцарта, Суворова, пирата, вампира. Но все равно в первую очередь любой из нас вспомнит Бумбараша. Валерию Золотухину исполнилось семьдесят лет, почти пятьдесят из которых он верен Театру на Таганке
Он играл Моцарта, Суворова, пирата, вампира, а уж театральных ролей не счесть. Но все равно в первую очередь любой из нас вспомнит Бумбараша, хотя к этому экранному герою сам актер никогда не относился слишком серьезно. В 2011 году Валерию Золотухину исполнилось семьдесят лет, почти пятьдесят
из которых он верен Театру на Таганке.
«Из-за скандала на Таганке я лишился отпуска»
– Для вас главный итог года – назначение на должность худ-рука Таганки…
– А вот и нет. Для меня главные итоги года – это, во-первых, мое семидесятилетие. Во-вторых, что в Барнауле построили новое здание для театра, где я худрук уже много лет. И 6 октября был первый спектакль на новой сцене – знаете, какой? «Бум-ба-раш».
– Но все же про Таганку…
– Праздную я свое семидесятилетие в Барнауле. Представьте: оркестр играет, все меня славят, награждают орденами… А за кулисами меня ждет телеграмма: «Возвращайся, в Чехии скандал». Я прилетел, когда они уже вернулись. Всё это было очень противно, и счастье, что я сам скандал не застал… И вот труппа должна идти в отпуск 16 июля – она идет без художественного руководителя. Тогда пишут письма с просьбами назначить временно на эту должность Золотухина Валерия Сергеевича. В общем, я лишился отпуска и с головой погрузился в разгребание дел.
Был страшный бардак, хотя бы с греческими гастролями – контракты были очень темные, с нарушениями законодательства, естественно, я их расторгнул. Хотя мне звонили и из посольства… Потом тоже: труппа выйдет из отпуска, а с чем они выйдут? Надо что-то играть. Я начал искать режиссеров, много к кому обращался, но все заняты… Наконец итальянский режиссер Паоло Ланди согласился поставить на Таганке «Венецианских близнецов», потом Кшиштоф Занусси решил поставить «Король умирает» и еще Сергей Федотов – «Калеку с Инишмана».
– Сколько же вы уже сделали…
– Да подождите, еще посмотрим, как все пойдет. 25 декабря была одна премьера, в январе еще одна, в феврале на малой сцене Рената Сотириади будет ставить «Двенадцатую ночь». Петера Штайна я еще позвал, хочу, чтобы он поставил «Идиота», а он почему-то хочет «Ричарда II». Не знаю, не знаю, обсуждаем пока.
«Мы давно не работали в таком режиме»
– Труппа долго отходила от скандала? Такие вещи ведь надолго оставляют отпечаток.
– Вы знаете, труппа была настолько едина, настолько сплоченна, что когда все закончилось, то все почувствовали, что атмосфера в театре очистилась. Сейчас все в такой эйфории, репетируют вовсю, повсюду звенят шпаги, звучит итальянская речь! Мы живем надеждой, что эту атмосферу удастся сохранить. Труппа много лет уже не работала в таком режиме. В течение многих десятилетий театр выпускал по одному спектаклю в год! Одного режиссера. И теперь, когда столько движения, когда такие разные режиссеры, школы… Это огромный опыт! В общем, все очень интересно. Но и роль директора очень интересная. Мне самому интересно, справлюсь ли я с труппой.
– Как же у вас времени хватает на все? Еще и Барнаульский театр… Как же совмещать?
– Время, время… Не говорите мне про время. Знаете, если тебе нужно время, то ты его найдешь. А что совмещать – что такое четыре тысячи километров? Утром сел в самолет, прилетел, два часа поспал – и на работу. Вообще, самоорганизация, конечно, очень много дает. Без этого никак. Поэтому с утра: молитва, стойка на голове по 7 минут, потом к столу и по три страницы – это минимум – своих графоманских дел… Конечно, когда какие-то съемки в семь утра начинаются, приходится пропустить, но в общем я придерживаюсь этих правил.
«Я за консервативный театр»
– В прошлом году много говорили о проблемах театров, встречи с политиками проводили. К чему-то это приведет?
– Не знаю… Я далек от этого. Я всю жизнь занимался собой. На встречи эти я не ходил. Я знаю, что там обсуждают, и не со всем согласен. Вот говорят о введении контрактной основы – я не понимаю, хорошо ли это будет и как вообще будет работать. Это что, чтобы можно было в любой момент взять и уволить?
– Но, может, контракт даст актеру какие-то гарантии?
– А вот скажите мне, какие гарантии у актера? Я вообще за консервативный репертуарный театр.
– Вот Олег Табаков у себя построил очень жесткую дисциплину…
– Ну, Олег Табаков – великолепный актер, прекрасный руководитель, он делает, как считает нужным, и у него все получается, это прекрасно.
– Но вы не собираетесь так закручивать гайки?
– Я – нет.
– А что это была за свежая история – якобы опять скандал из-за снятых спектаклей Любимова? То, что Сергей Капков заявил?
– Да это вообще ерунда. Кто-то что-то где-то сказал, его не так поняли, потом еще кто-то не так понял… Ну вы скажите, какой идиот будет без серьезных причин снимать спектакли Любимова?! Они же нас кормят. Более того, они и Любимова кормят. Сняли, потому что техника безопасности не соответствует, ответственность-то за это на мне.
– Ну, у нас на любое шевеление так реагируют, сразу ищут второе дно…
– Если хотят рассорить нас с интеллигенцией, то напрасно. Это ж надо понимать, что такое Таганка! Она сразу ощетинилась и встала на защиту. И так будет всегда.