Последняя трагедия Василия Шукшина
Любимый актер, режиссер, писатель Василий Шукшин всегда был дорог россиянам, заражая их своей искренностью, правдой жизни, откровением. Он не умел приспосабливаться и льстить и часто топил свою боль в водке
Любимый актер, режиссер, писатель Василий Шукшин всегда был дорог россиянам, заражая их своей искренностью, правдой жизни, откровением. Он не умел приспосабливаться и льстить и часто топил свою боль в водке. Недельные загулы выматывали артиста, но он не мог бросить пить, душа болела. Оказывается, от пагубной привычки Василия Макаровича избавила дочка Маша.
Василий Шукшин родился 25 июля 1929 года в селе Сростки Бийского района Алтайского края, в семье крестьян-единоличников, середняков.
Крепкое хозяйство разрушила коллективизация, устроенная Страной Советов, родителям пришлось вступить в колхоз. Отец Макар Леонтьевич после обучения стал механизатором на молотилках. Казалось, что у молодой семьи началась новая жизнь, но через три года бывшему середняку напомнили о его сомнительном непролетарском прошлом. 21-летнего отца двух малышей арестовали и расстреляли.
Через 23 года Макара Леонтьевича реабилитируют посмертно. А тогда, в 1933 году, молодая 24-летняя вдова Мария Сергеевна не знала, что делать. От безвыходного положения женщина думала о суициде. В голове отчаявшейся женщины зрели страшные мысли: отравить себя и детей. Колхозница боялась, что ее дети останутся голодными, никому не нужными сиротами. Родственники Маше помочь не могли, сестры с кучей детей тоже были в бедственном положении.
Руку помощи ей протянул односельчанин Павел Куксин. Мужчина не стал долго думать с предложением руки и сердца и женился на красивой женщине, приняв двух ее детей, как родных. Но счастливая семейная жизнь была совсем недолгой, грянула народная война. Любимого отчима призвали в армию, он ушел на фронт. Через год пришла похоронка. Надежды Марии Сергеевны на счастливую семейную жизнь опять провалились. Женщина снова впала в депрессию, главой семьи пришлось стать тринадцатилетнему Василию. Скрытный и серьезный подросток требовал, чтобы его называли именно Василием, по-взрослому. Даже в самые горькие переживания мальчишка никого не пускал, все обиды и боль он переносил в одиночку, убегал в протоки Катуни, на островах которой мог жить несколько дней.
А в 15 Василий влюбился. Первой любовью стала четырнадцатилетняя Маша Шумская. Влюбленные проводили много времени вместе. Гуляли по берегу реки, украдкой целовались, сидя на лавочке. Вместе ходили в клуб, где собиралась молодежь. А в 16 лет, окончив семь классов, Василий поступил в Бийский автомобильный техникум, но через два года ему пришлось вернуться, ведь он должен был содержать семью. А для этого необходимо было работать, студент и устроился в колхоз. Но через год его опять потянуло в город. Шукшин устроился работать слесарем, сначала работал на турбинном заводе в Калуге. Потом на тракторном, во Владимире. Затем на строительстве электростанции и железнодорожного моста.
А в 1949 году Шукшина призвали на Военно-морской флот. Где у моряка и была обнаружена язва желудка. На палубе его скрутила безумная боль, доктор приказал доставить Василия на берег. Несмотря на шторм, Шукшина положили в шлюпку.
От боли отважный и мужественный моряк не мог удержаться от крика и просил: «Ребята, довезите!» Медкомиссия Главного военного госпиталя Василия комиссовала.
И он сошел на берег, вернулся домой, где его ждала любимая девушка Мария, влюбленные поженились. Новоиспеченный муж экстерном сдал экзамены за 10 классов и начал преподавать русский язык и литературу в школе сельской молодежи, в которой одновременно был и директором.
Но и это занятие недолго увлекало Василия, мужчина искал себя. Не принесло ему радости ни обучение в автомобильном техникуме, ни работа инструктором Бийского райкома партии. Шукшин стал мечтать о Москве, о сценарном факультете ВГИКа. Жена во всем поддерживала мужа, мать тоже старалась помочь сыну. Мария Сергеевна продала корову и все вырученные деньги отдала 26-летнему Василию. Молодая семья разъехалась. Муж отправился покорять Москву, а жена решила поступить в Новосибирский пединститут. Шукшин поступил на режиссерский факультет. Известный Михаил Ромм сразу поверил в деревенского парня.
Студент ВГИКа поселился в общежитии на Трифоновской улице и влюбился в другую. Правдолюб не стал таиться и написал письмо матери, признавшись в своей любви. Тесть, узнав неприятную новость, обещал убить зятя. Но это не помогло. Шукшин расстался с первой женой.
Мария Ивановна приняла решение мужа стойко, оставшись работать сельской учительницей.
А Василий крутил романы и не спешил жениться второй раз, тем более у актера были более важные дела, он начал делать первые шаги в кино, снявшись в фильме «Два Федора». В 1960 году Шукшин закончил ВГИК, деревенского харизматичного ловеласа по-прежнему окружали женщины.
О романе режиссера и известной поэтессы Беллы Ахмадулиной знали все. Шукшин даже нашел для любимой роль журналистки в своем первом фильме «Живет такой парень». Но через несколько месяцев влюбленные расстались.
Однако замену поэтессе Шукшин нашел достаточно быстро. 33-летнюю Викторию Софронову, редактора журнала «Москва», Василий увидел в Центральном доме литераторов на обсуждении его новой повести. Тогда они не могли перекинуться и словечком, однако судьба свела их еще раз, на этот раз в кафе. Шукшин пришел с Беллой Ахмадулиной, Андреем Тарковским и его женой. За столиком напротив сидела Вика, между Шукшиным и Софроновой пробежала искра. Весь вечер они не сводили друг с друга глаз. Правда, поговорить им опять не пришлось, но Василий сам нашел Викторию. Она уже пережила один брак и осталась одна.
Бурный роман закрутился, вскоре они стали жить вместе. Вика безумно любила ревнивого режиссера. Василий даже отвез избранницу в Сростки, познакомил с мамой и сестрой, но до свадьбы дело не дошло. Жених охладел к невесте, а она уже носила под сердцем его ребенка.
Виктория понимала: холод со стороны Васи не случаен, у него появилась другая женщина. Случилось это на съемках фильма «Какое оно, море?», он познакомился с 26-летней актрисой Лидией Федосеевой. 35-летний Шукшин играл роль бывшего уголовника, матроса Жорки. Узнав, кто будет ее партнером, девушка расстроилась.
Злые языки поговаривали, что Василий любит пьяные загулы. Исполнители главных ролей познакомились в поезде, Лида ехала в купе с дочкой и операторами фильма. Молодые и творческие, они проводили время в разговорах о прекрасном. А потом Лида запела «Калину красную». Вася подхватил. А ночью, когда все легли спать, он подсел к ней, и они проговорили всю ночь. А утром подарил ей букетик и признался, что никогда никому не дарил цветов.
Но отдаться всем сердцем новой любви Шукшин не мог. Ведь гражданская жена Виктория Софронова ждала от него ребенка, в феврале 1965 года она родила дочку Катю. Родители еще попытаются серьезно поговорить о будущем, но… ничего не выходит. Василий влюблен в другую женщину, а Вика не готова ждать и терпеть, когда отец ее дочери бросит другую и вернется в лоно семьи, и указывает Шукшину на дверь.
Василий метался и не мог решить, с кем же он хочет остаться – с Лидой или Викой. Его жилищная проблема решилась, он получил квартиру в Свиблово.
Из-за проблем в личной жизни Шукшин, как и прежде, прятался в пьяном угаре и в родной деревне. Его друзья уверяли: актер и режиссер даже подумывал о суициде. Бывало, что Василий Макарович пил две-три недели подряд, был буйным и задиристым. Ни уговоры родных, ни советы друзей, ни слезы любимых женщин, ни рождения дочек от алкоголя Шукшина не спасали. Вася пил…
А однажды он повел маленькую дочку Машу на прогулку. Встретив приятеля, он спокойно зашел с ним в забегаловку. Друзья выпили, начали разговор. А спустя некоторое время Шукшин увидел: дочки рядом нет. Василий Макарович очень испугался и стал искать малышку. Ее нигде не было. С отчаянием и горькой злобой на себя он бегал по подъездам и дворам, спрашивал у прохожих. Девочки нигде не было. В панике он обратился к Богу, что перестанет пить, если найдет Машеньку живой и невредимой. Небеса услышали его молитву: малышка нашлась. Василий сдержал данную клятву и не пил до конца жизни. Отказывался даже от бокала шампанского на Новый год. Тем более теперь у него уже было три дочки – Катя, Маша и Оля.
Все стало налаживаться, дома уют и покой, на работе тоже все хорошо. Однако тут Василия Макаровича подвело здоровье – началось обострение язвенной болезни. Родные и друзья с болью видели, как он таял на глазах. Его положили в больницу, он сбежал, чтобы его фильм «Калина красная» не был уничтожен цензурой. Картину и так уже всю перерезали, и он боялся, что на этом комиссия не остановится. Он хотел самолично сделать чистовую запись. Больной, с бледным лицом и запавшими глазами, он работал на тон-студии по двенадцать и более часов в сутки.
В день по три-четыре раза у него начинался приступ. Он стеснялся своей болезни, молча сжимался в комок, ложился на живот, на стулья. И ждал, пока мучительная боль отступит. Приступ длился долгие десять–двенадцать минут. А потом он, превозмогая слабость, вставал, виновато улыбался сотрудникам и… продолжал работу.
Этот фильм оценят не только польские критики «Варшавской сирены-73», жюри Западного Берлина и Югославии, но главное – советские зрители. Они будут выходить из кинозалов со слезами на глазах и назовут его лучшим актером СССР. Шукшин будет ликовать.
В семейных отношениях тоже все как нельзя лучше. Из маленькой комнатки на Переяславской улице они переезжают в новую квартиру на улице Бочкова. Его произведения печатаются и даже готовятся к постановке на сцене. Режиссеры заваливали предложениями, предлагая все новые и новые роли. Сергей Бондарчук уговорил Василия Макаровича сыграть роль бронебойщика Лопахина в своей новой картине «Они сражались за Родину».
Весь сентябрь Шукшин со всей съемочной командой жил на Дону, в районе поселка Клетская. И даже не смог вырваться в Москву, чтобы отвести дочку Машу в первый класс.
Актер планировал к началу октября завершить работу, а 4 октября уже вернуться в Москву. 1 октября Шукшин с Бурковым сходили в баню, а потом вернулись на теплоход «Дунай», где жили все артисты фильма. Тогда по телевизору показывали хоккейный матч СССР – Канада, который нельзя было пропустить. Все болели за наших!
После игры, уже глубокой ночью, болельщики разошлись по каютам. Георгию Буркову спать не хотелось, он вышел из каюты. И увидел Шукшина. Василий Макарович, бледный как смерть, еле-еле стоял на ногах, стонал, держась за сердце. Медиков в тот день на борту не было, единственная фельдшерица уехала на берег по семейным делам. Валидол не помогал, Бурков раздобыл у кого-то из артистов капли Зеленина и принес их Шукшину. Тот выпил, не отсчитывая, капли и вернулся в каюту. Шукшин умер во сне от сердечной недостаточности.
Цинковый гроб с телом Шукшина на военном самолете доставили из Волгограда в Москву. Его сопровождали Бондарчук, Бурков, Губенко, Тихонов, Юсов. Василия Макаровича похоронили на Новодевичьем кладбище. Попрощаться с любимым актером, режиссером, писателем хотела вся Москва. И каждый пришедший проститься с Шукшиным приносил веточку калины. К концу панихиды весь гроб был покрыт красными ягодами горькой калины.
Читайте также