В романе "Жизнь и судьба" Гроссман призывал народ не становиться зомби

Канал «Россия» завершил показ многосерийной картины режиссера Сергея Урсуляка по роману Василия Гроссмана «Жизнь и судьба». Между тем человек, благодаря которому запрещенный в СССР роман смог увидеть свет, находится в… доме престарелых

Канал «Россия» завершил показ многосерийной картины режиссера Сергея Урсуляка по роману Василия Гроссмана «Жизнь и судьба» с Александром Балуевым, Сергеем Маковецким, Евгением Дятловым и другими яркими артистами в главных ролях. Отзывы о фильме – самые лестные. В восторге не только зрители, но и дочь писателя Екатерина Короткова-Гроссман – самый строгий критик. 

Василий Гроссман, служивший во время ВОВ журналистом на передовой, после войны задумал роман не менее значимый и объемный, чем толстовский «Война и мир».

– Конечно, на тот момент Гроссман даже не предполагал истинных масштабов сталинской «империи зла», – рассказал нам литературовед, биограф Василия Семеновича Бенедикт Сарнов. – Он просто писал о событиях, которым сам был свидетелем. Но постепенно история начала разрастаться. А в процессе написания автор, сопоставив многие события, осознал: вот как все было на самом деле!

Открытие стало шоком. Кстати, в свое время автор «Мастера и Маргариты» Михаил Булгаков признавался: и сам не понял, что написал великий роман. Будто кто-то сверху диктовал строки страшной правды.

Гроссман же осознал: жизнь человеческая ничего не значила на войне и в мирной жизни, солдаты были «пушечным мясом». «Грамотные» лозунги – отличный способ зомбирования народа: чтобы безоговорочно верили вождю и не задавали лишних вопросов.

В романе «Жизнь и судьба», как и у Булгакова, зашифрованы способы магического противостояния советской «империи зла».

Писатель был наивен, как многие творцы. Он надеялся, что его роман люди прочтут и сделают выводы. И может быть, станут свободными. Тем более что коварный Сталин к тому времени уже умер. Гроссман не понимал: его откровения опасны для любой власти, манипулирующей людьми, словно пешками.

– Гроссман принес рукопись в журнал «Знамя», – продолжает мой собеседник. – Главным редактором был Вадим Кожевников, автор популярного в те годы, хотя и очень низкого по качеству шпионского романа. Человек был весьма сомнительных качеств. Кожевников пришел в ужас и тут же сигнализировал в ЦК партии. Через несколько дней к Гроссману явились сотрудники КГБ, причем не рядовые, а «с погонами»: майоры, полковник… Они изъяли все рукописи и копии романа, и даже копировальную бумагу из пишущей машинки. Гроссман обратился к Никите Хрущеву, чтобы разрешили продолжить работу над романом, может быть, вычеркнуть или переписать отдельные, «особо опасные», моменты. Но его не услышали.

Гроссмана перестали печатать вообще. Переживания спровоцировали рак. В 1964 году писателя не стало.

Однако один экземпляр его романа чудом сохранился у близкого друга писателя, поэта и переводчика Семена Липкина.

Умирая, Гроссман взял с друга обещание: тот сделает все, чтобы уникальный роман увидел свет.

Липкин исполнил его последнюю волю. Семен Израилевич и его близкая подруга, а впоследствии жена поэтесса Инна Лиснянская почти чудом сумели переправить роман за границу. В те годы подобный шаг приравнивался к измене родине – Липкин и Лиснянская рисковали многим.

В 80-м году роман появился в Швейцарии.

Какие конкретно строки, эпизоды содержали тайный шифр о противостоянии Злу? Возможно, это знание было бы полезно и сейчас. Секрет можно было бы узнать у Липкина – он наверняка владел тайной. Но он умер в 2003 году.

О фильме: 

Главная идея: во главе народа-освободителя – тиран и преступник Сталин. Он видел в Победе страны лишь победу собственной власти.

Съемки проходили в Подмосковье и Ярославле, где создатели фильма выстроили декорации фрагментов улиц Сталинграда.

Сергей Урсуляк, режиссер:

– Мы старались быть правдивыми в локальном изображении войны. Более правдивыми, чем, скажем, в «Ликвидации» или «Исаеве». Там я мог позволить себе некоторые вольности – здесь нет.

Сергей Маковецкий, актер, сыграл Штрума:

– Все условия того времени были созданы, чтобы человек превратился в животное. Но вопреки всему очень многие сохраняли достоинство, оставались людьми.

Екатерина Короткова-Гроссман, дочь писателя:

– Картина режиссера Сергея Урсуляка, мне кажется, получилась: именно то, что хотел сказать отец. Серьезная, честная работа. Нет псевдонатуралистичности, которой грешат многие фильмы о войне: «любование» увечьями, ранениями, лужи крови… Прекрасный подбор актеров – очень похожи на людей, живших в те страшные годы.

Читайте также

Режиссер Сергей Урсуляк: «Жизнь и судьба» слишком хороша для современного зрителя...

Михаил Швыдкой: Фильм «Жизнь и судьба» заставит переосмыслить недооцененную книгу

 

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика