Анатолий Смелянский: Олег Табаков готовится уйти...
17 сентября пустоту, образовавшуюся после смерти Виталия Вульфа, заполнит ректор Школы-студии МХАТ Анатолий Смелянский со своим циклом «МХАТчики. Театр времен Олега Ефремова»
На нашем ТВ вообще немного талантливых рассказчиков, а уж тех, кто может авторитетно и аргументированно говорить об актерах, о театре – и того меньше. После смерти Виталия Вульфа («Серебряный шар») образовалась пустота. 17 сентября ее заполнит историк театра, заместитель художественного руководителя МХТ им. Чехова, ректор Школы-студии МХАТ и постоянный ведущий различных заметных проектов на канале «Культура» Анатолий Смелянский со своим циклом «МХАТчики. Театр времен Олега Ефремова».
– Идея программы принадлежит руководителю канала Сергею Шумакову, – говорит Анатолий Миронович. – Я его очень уважаю, потому что он идееносец, а не просто чиновник. Несколько разговоров с ним привели меня к созданию этого цикла. «Рассказывайте, о чем хотите», – сказали мне. Я могу рассказывать только о том, что мне самому интересно и что занимает мою душу. Это МХАТ, в руководство которого пригласил меня Олег Ефремов почти 33 года назад.
Просто рассказывать о Художественном театре можно и так. Но мое повествование – с двойной экспозицией: я, с одной стороны, участник событий, с другой – историк. Треть людей, чьи фотографии висят в портретном фойе театра, – мои хорошие друзья, вместе с которыми работал. Это Олег Ефремов, Евгений Евстигнеев, Иннокентий Смоктуновский, Олег Борисов… Конечно, мне хочется рассказать об этих великих актерах. В книгах, статьях делал это не раз, в телевизионной форме, обращенной все-таки к гораздо большему кругу людей, – впервые. В связи с этим возникали небольшие сложности. Все-таки я прежде всего пишущий человек и не подозревал, что можно полтора часа только ставить аппаратуру для того, чтобы у ведущего не было бликов в очках. Пока ждешь, уже ничего не хочешь (смеется). Но я терпел.
– Ваши телевоспоминания об актерах будут стройными, как в книжках, или с подковырками?
– Я не рассказываю о тех, кого не любил или с кем был в натянутых отношениях. Естественно, за 33 года бывало всякое. Мне кажется, лучше рассказывать о тех, кого ценишь, и делиться этой любовью… Желающих заразить ненавистью, тупой сенсационностью, желтизной на разных каналах хватает и без меня.
– Подзаголовок цикла – «Театр Олега Ефремова». Считаете, в истории МХАТа это были лучшие времена?
– Если говорить честно, труппа, которую собрал Ефремов, вообще ни с чем не сравнима. Трагедия, что он не сделал с ней того театра, который мог бы сделать. Но по составу людей, о которых я и рассказываю… мне кажется, даже у Станиславского такой труппы не было. Одна из серий нашего цикла называется «Сборная страны». Ефремов действительно собрал команду лучших, у него были 10–15 звезд первой величины по мировым меркам. Притом что у нас и сейчас много хороших артистов, я не думаю, что есть среди них имена, равные Борисову или Ефремову.
Мне кажется, Олег Николаевич для русского искусства фигура незаурядная, могучая. С огромными противоречиями, проблемами. 20 лет мы вместе работали, я был его, как считают, ближайшим помощником. И это правда.
– Театральная молва приписывает вам большое влияние на Олега Николаевича. Якобы вы и нашептали Ефремову идею о разделении МХАТа.
– Когда говорят, что кто-то на кого-то воздействует, надо сначала представить, кто эти двое. Ефремов был человек настолько самостоятельный, мощный, невнушаемый… Я бы мог сказать сейчас, что влиял, но не посмею. Я воздействовал только в том смысле, что был рядом на протяжении 20 лет. Помогал, даже когда он принимал неверное, с моей точки зрения, решение. Но если он принимал его, то шел в бой, в это несчастье, каким был раздел Художественного театра. Несчастье заключалось в форме прохождения этого процесса, который был не подготовлен. Но это придумал Олег Николаевич, это была его крупнейшая затея – реформировать МХАТ, вернуть его к истокам. Есть письмо Станиславского Сталину, где Константин Сергеевич просит разделить театр на производственный и художественный. Можно сказать, что и на него кто-то влиял…
– Не первый год ходят разговоры о том, что Табаков, возможно, уйдет. Кто может стать новым руководителем.
– Если человек в разуме и думает о деле, которому отдал много лет жизни, он должен заботиться о том, кто придет ему на смену. Я все время смотрю вокруг: в чьи руки перейдет Школа-студия? И Табаков думает о преемнике. Мы разговариваем с ним об этом. Конечно, было бы прекрасно, если бы мы могли сами вырастить кого-то, кто бы пришел на смену… Но, к сожалению, в истории театра это происходило крайне редко.
Читайте также