"Гусарская баллада" Ларисы Голубкиной - травма на всю жизнь
7 сентября – не только 200 лет Бородинской битве, но и 50 лет фильму Эльдара Рязанова «Гусарская баллада». Накануне юбилея Эльдар Рязанов позвал в свой киноклуб «Эльдар» Юрия Яковлева, Ларису Голубкину и других актеров, чтобы предаться воспоминаниям
7 сентября – не только 200 лет Бородинской битве, но и 50 лет фильму Эльдара Рязанова «Гусарская баллада». Тот факт, что исполнители главных ролей и режиссер живы спустя полвека, Рязанов иначе как чудом не называет. Накануне юбилея он позвал в свой киноклуб «Эльдар» Юрия Яковлева, Ларису Голубкину и других актеров, чтобы предаться воспоминаниям.
Кавалерист-девица Лариса Голубкина в прекрасной форме – как и 50 лет назад, высоко держит нос, бодро чеканит слова и наотрез отказывается садиться в присутствии старших по званию гусар. Кажется, она и не выходила из образа Шурочки Азаровой: подгони лошадь – тут же сядет в седло и помчится бить французов.
Эльдар Рязанов подготовил к юбилею своего рода джокер – озвучил имена тех, кого не взял на роль Шурочки, и обнародовал фотопробы. Зал ахнул, увидев, как выглядел бы амбициозный юнец в исполнении Светланы Немоляевой, Алисы Фрейндлих и Людмилы Гурченко.
«Понимаете, – вкрадчиво оправдывался Рязанов, совершенно не потерявший чувства юмора, – у Немоляевой оказался высокий голос. Она вообще была пампушкой: тут много, там много, щечки… В мундир она, может, и влезла бы, но все вокруг были бы идиотами, если бы не замечали, что это девушка. Гурченко пробовалась вместе с Вячеславом Тихоновым (он – на роль Ржевского. – К. Б.). У Люси были какие-то неприятности дома, и они плохо сыграли. А я не проявил чуткости, не подошел, не спросил. Ну и Люся была довольно субтильная, скакать в 15–20-килограммовой амуниции ей было бы тяжело. Фрейндлих была лучше всех, но тоже субтильная, мужественности ей не хватало». Найдя наконец свое режиссерское счастье в лице Ларисы Голубкиной, режиссер заметил, что впоследствии всех забракованных им актрис снял в других картинах.
Эльдару Александровичу скоро 85, и, как призналась после вечера Голубкина, отмечаться эта дата будет на широкую ногу.
Рязанов активен и бодр – после вечера вполне обоснованно костерил власти за очередную глупость в виде закона о защите детей от вредной информации: «Советская власть никуда не делась». «Гусарская баллада», кстати, тоже может пострадать от этого закона – гусары-то пьют в кадре.
Юрий Яковлев, еще одна наша легенда, высокий и не менее остроумный, прихрамывал, опираясь на палочку. В начале 1960-х он выиграл кастинг… или, скажем по старинке, обскакал на пробах Сергея Юрского, Александра Лазарева и уже упоминавшегося Вячеслава Тихонова. «Яковлев был явным фаворитом, – вспоминал Рязанов. – Перед съемками я спросил его, умеет ли он ездить на лошади. Он сделал жест, не оставляющий сомнений, что умеет. Но когда в первый съемочный день к Яковлеву подвели лошадь, я понял, что он видит это животное в первый раз. Взгромождали его в седло человек 7–8…»
Рязанов не любил бутафорию: не только амуниция была настоящей, но и шпаги. Актеры, естественно, боялись фехтовать по-настоящему, а на недовольство режиссера резонно замечали: «В следующем дубле вам некого будет снимать».
Пришлось делать под костюмы деревянные «бронежилеты». «Лариса фехтовала прекрасно, – вспоминал Яковлев. – Но категорически отказывалась прыгать с балкона в эпизоде, когда я въехал на лошади в помещение. Мы уже даже немножко физически начали действовать. Тогда Эльдар Александрович со словами «ох уж мне эта молодежь!» сам спрыгнул с балкона». «Было страшно», – признался «молодежи» Рязанов через полвека. Зато Лариса Голубкина после этого спокойно отпрыгала 8 дублей. Впрочем, как спокойно? «Один раз матрасы разошлись, нога туда попала, и я до сих пор хромаю, уже 50 лет, – призналась актриса. И резюмировала: – Мы можем считать себя участниками Бородинского сражения».
Голубкина до сих пор не уверена, сложилась бы ее актерская судьба столь удачно, если бы в ранней молодости режиссер не взял ее в «Гусарскую балладу».