Сахалин предложил Японии способ решения энергетической проблемы
В преддверии встречи президента РФ Владимира Путина с премьер-министром Японии Синдзо Абэ, намеченной на 29 апреля, в Токио состоялась презентация Сахалинской области, на которой представителей японского бизнеса познакомили с пакетом проектов, способных привлечь в регион иностранные инвестиции. О том, что российская сторона ждет от японской, рассказал губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин
В преддверии встречи президента РФ Владимира Путина с премьер-министром Японии Синдзо Абэ, намеченной на 29 апреля, в Токио состоялась презентация Сахалинской области, на которой представителей японского бизнеса познакомили с пакетом проектов, способных привлечь в регион иностранные инвестиции. О том, что российская сторона ждет от японской, рассказал губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин.
- На встрече был презентован проект энергомоста между Россией и Японией, который давно интересует и российскую, и японскую сторону. Кроме того, обсуждался и вопрос железнодорожного сообщения между материком и Сахалином, а так же проект создания транспортного перехода между Сахалином и островом Хоккайдо. Насколько он реален?
- Над российской частью проекта строительства перехода через пролив Невельского и в перспективе через пролив Лаперуза (пролив Лаперуза разделяет Сахалин и остров Хоккайдо. -- Ред.) мы работаем. Рассматриваются несколько вариантов перехода, мы уже примерно понимаем, о каких деньгах идет речь. Мной было предложено губернатору Хоккайдо рассмотреть возможности реализации этого проекта и, если японская делегация сочтет возможным, продлить такой мост с Сахалина на Хоккайдо. Кстати, это не обязательно должно быть капитальное сооружение -- на первом этапе можно использовать паромную переправу.
- Что это даст России и Японии?
- Очень много. Речь идет о третьем транспортном коридоре между Востоком и Западом -- альтернативе Суэцкому каналу и Северному Морскому пути. Если Суэц -- это 40 суток на доставку грузов, Северный морской путь в навигационный период -- 25-30 суток, то в нашем случае это 14 суток, и контейнер будет на Западе. Конечно, в этом случае надо говорить о развитии БАМа и Транссиба. Но наличие коридора станет потенциальным вызовом для инвесторов. То есть не БАМ и Транссиб, а после мост, наоборот -- появится мост и уже потом инвесторы, заинтересованные в быстрой доставке грузов.
- Какой реакции на презентацию Сахалина вы ждете от японской стороны?
- Для японцев интересен Сахалин. По совершенно понятным причинам -- мы находимся в центре логистики. Транспортная схема такова, что газовоз из порта Пригородный приходит в Токио за 3 дня, а на Хоккайдо -- уже на следующий день. Япония сегодня испытывает определенный дефицит электроэнергии. Из 50 атомных электростанций работают 2, и непонятно, чем заменить выбывшие мощности. Мы предлагаем создание энергомоста как один из вариантов замещения. Согласится ли на это японская сторона? Отдадим бразды правления в руки специалистов, они покажут, насколько это целесообразно, и по итогам этой работы будут приниматься конкретные решения. Мы не питаем иллюзий, что японцы немедленно упадут в наши объятия. Мы приехали как равноправные партнеры и ведем равный спокойный разговор. Интересно японской стороне -- значит, она придет к нам. Не интересно -- значит, мы будем выстраивать отношения с другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Еще нам очень хотелось бы развивать вместе с японскими компаниями нефтепереработку и газохимию. В последнее время мы начали, пока в тестовом режиме, реализацию проекта в области ветроэнергетики. То, что японцы пришли на Сахалин с такими технологиями, очень радует. Если мы продвинемся в этом вопросе, это пойдет на пользу всем сторонам.