Владимир Якунин ушел, чтобы... остаться?
РЖД продолжает «кормить» Якунина и после отставки? Как и причем тут сын экс-железнодорожника, выяснял Sobesednik.ru.
РЖД продолжает «кормить» Якунина и после отставки? Как и причем тут сын экс-железнодорожника, выяснял Sobesednik.ru.
На прошлой неделе экс-глава РЖД Владимир Якунин опроверг информацию журнала «Форбс» о том, будто за прошлый год на посту главы РЖД он заработал 11 млн $. Его представитель пояснил, что сумма эта на самом деле гораздо скромнее – всего лишь 2,4 млн $. Вот только речь идет о его личных легальных доходах по основному, что называется, месту работы.
Информация о том, что семья Якунина обогащается на РЖД, появлялась и до его отставки. Писали и о ресторанном бизнесе, и о привокзальном, о закупках, арендах и пр. Однако до сих пор мало кто знает, что на основании лицензионного договора от 26.11.2012 г. право продавать электронные железнодорожные билеты получили от РЖД лишь две фирмы – ООО «Универсальная финансовая система» (УФС) и ООО «Электронный билет». Лишь две фирмы на всю страну. А по сути вообще одна, поскольку, во-первых, «Электронный билет» незаметно отошел от дел, а во-вторых, у обоих ООО оказались общие руководитель – Дмитрий Витчинка – и учредитель – офшорная компания «АМ Эбукерс Лимитед», зарегистрированная в Никосии, Кипр.
Формально за столь удачливым офшором спряталась некая Вера Лиссиотис, кипрский юрист. Однако еще в прошлом году в прессе появились довольно убедительные предположения, что за женщиной стоит семья Владимира Якунина. Уж больно часто бизнес-интересы кипрской Веры пересекались с проектами фирмы VIY Management (Vladimir Ivanovich Yakunin), принадлежащей старшему сыну экс-главы РЖД Андрею Якунину. Недаром представители туристической отрасли всерьез полагают, что за ООО «УФС» тоже стоит именно Андрей Якунин. И эта УФС, несмотря на отставку Якунина-старшего, продолжает кормиться за счет монополии.
[:image:]
Почему кормиться? Да потому, что, по существу, сейчас купить железнодорожный билет можно только тремя путями – непосредственно в кассе, на сайте РЖД или тоже через интернет, но уже через систему ufs-online, принадлежащую московской УФС. Год назад в этой компании признались, что лишь за 9 месяцев система смогла пропустить через себя 6 миллионов билетов. Ее используют более 5000 российских компаний, включая крупных ретейлеров и туроператоров, которые вынуждены платить УФС агентский сбор, – альтернатив больше нет. А поскольку сайт РЖД зачастую дает сбой, альтернатив порой не остается и у потенциальных пассажиров.
Учитывая, что сама УФС взимает с покупателей еще и сбор сервисный, выручку компании только за 9 месяцев прошлого года эксперты, например, оценили в 2 млрд рублей. И если бы РЖД не отдала этот бизнес посредникам, миллиарды не ушли бы в чужой карман, а пошли бы на пользу госкомпании и рядовым пассажирам. Впрочем, по данным базы СКРИН, чистая прибыль УФС после налого-обложения за прошлый год составила 261,7 млн рублей, что тоже можно считать неплохой прибавкой к зарплате. Хватит даже на жизнь в Лондоне, где обосновался Андрей Якунин, не говоря уж о жизни в России, где пока еще остается Якунин Владимир.
[:image:]
При этом, несмотря на отставку Владимира Якунина, новое руководство РЖД до сих пор не спешит пересматривать по сути монопольное право посредника на продажу своих билетов. Напротив, процент этих продаж через электронную систему «УФС» в ближайшие два года обещает вырасти вдвое, лишая бюджет миллиардов, а пассажиров – десятков и сотен рублей.
По одной из версий, Якунин-старший был вынужден уйти в отставку после того, как его сын попросил гражданство Великобритании. С таким сыном и такой прибавкой к пенсии можно себе позволить отойти от дел, оставшись при деньгах.
Другие материалы по теме смотрите в рубрике Коррупция.
[:wsame:][:wsame:]