Прикормить дракона. Что получится из аренды Сибири китайцами

«Собеседник» выяснил, зачем власти так легко отдают земли в Забайкалье китайцам и чем это грозит сельскому хозяйству

Фото: Китайские фермеры в России // Global Look Press

«Собеседник» выяснил, зачем власти так легко отдают земли в Забайкалье китайцам и чем это грозит сельскому хозяйству.

Поля в Забайкалье, леса в Томской области в ближайшие два поколения могут принадлежать уже не нам, а Китаю. Почему мы отдаем нынешние и будущие богатства «красному брату» и что получаем взамен?

Чайна-поле

Планы властей Забайкалья отдать китайцам на 49 лет половину сельхозугодий края – 115 тыс. гектаров из 213 – вызвали бурю негодования среди крестьян, депутатов Госдумы, а особенно местных жителей. В Чите планируется сразу два митинга против передачи земель, один из них – на днях.

– В начале августа наша инициативная группа также поедет в Москву на встречу с пресс-секретарем президента Песковым, – рассказывает общественник Константин Соболев. – Мы не верим нашему губернатору. Не может такая ничтожная сумма аренды – 250 рублей за гектар – повлиять на экономику края. Главное, наш регион уже перенасыщен китайцами – на стройках, рынках. Люди уже готовы на все, чтобы не пустить их в регион, вплоть до вооруженного сопротивления.

В Могойтуйском районе края – где под китайскую аренду подпадает 50 тыс. га – уже заявили, что свободных земель нет. Угодья заняты животноводческими хозяйствами и пастбищами.

[:wsame:]

Губернатор Ильковский успокаивает население как может. В последнем интервью он заявил, что передача земель только в планах, правда, сделку хочется оформить до посевной. Земля передается не китайцам, а совместной компании, где доля российского капитала будет 25–50% (зная схему работы китайцев, можно сказать, что скорее 25%, и то российской «долей» будет лишь вывеска). Работать на полях будут до 50% русских, хотя вообще забайкальские женщины, уверен губернатор, «несказанно довольны» мужьями-китайцами. Огромный срок и площади аренды он объясняет «специ­фикой бизнеса», который «в сельском хозяйстве начинается от 100 тыс. га». А все, что меньше – «можно сказать, хобби».

Правда, российские фермеры-«любители» с таким подходом не согласны.

– Выгоднее отдавать невостребованную землю своим, нежели китайцам, после которых десятки лет ничего не растет, – говорит депутат Заксобрания Забайкалья, глава фермерского хозяйства Валерий Стерликов. – Наши фермеры без проблем взяли бы эти площади.

– Если объявить на эти земли нормальный конкурс, а не задвигать своих, то найдется немало желающих, – соглашается глава совета Ассоциации крестьянских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов Вячеслав Телегин. – На Дальнем Востоке начинающие фермеры стоят в очереди за участками и господдержкой. И оттуда тоже много жалоб, что приоритеты даются китайцам. Правда, в случае Забайкалья созданы заведомо невыгодные условия: 250 рублей за гектар – это все же недешево. Я сам арендую земли в Саратовской области и плачу гораздо меньше.

[:wsame:]

Власти Забайкалья говорят, что, кроме китайцев, желающих инвестировать не нашли. Правда, на волне возмущения заявили, что позже получили еще две заявки на земли от российских компаний. Эксперты считают, что сделка с ними вряд ли состоится.

– В эти земли надо столько вложить, чтобы получить урожай. Таких денег у наших хозяйств нет, а власти не создают условия для работы, – считает глава Ассоциации фермеров России Игорь Черный. – Кредиты нам даются под 12–16%, а в Китае, кстати, под 2–3%. Господдержка в лучшем случае составит 250–500 руб. на гектар. А в Европе в среднем дают 500 евро на га. В общем, против китайцев мы не потянем. До недавнего времени на все наши контакты с Китаем был негласный запрет на уровне президента. А сейчас мы к ним ездим, знакомимся, они нам предлагают дешевые коровники строить. Такая политика.

Лесной «кластер»

Действительно, до прошлого года сотрудничество с КНР в ряде сфер – от нефтегазовой до АПК – ограничивалось. Но в мае был подписан крупный газовый контракт по «Силе Сибири». Появились планы привлечь китайцев к строительству моста через Амур, метро в Новой Москве. Главы регионов тоже почуяли ветер с Востока и один за другим начали заявлять о готовности предоставить китайцам леса и поля. Кстати, на фоне шумихи вокруг Забайкалья незамеченным прошло известие о создании «лесопромышленного кластера» в Томской области. Как хвалятся местные чиновники – «крупнейшего из восьми подобных проектов в мире». Десять лесопромышленных заводов будут строить две китайские компании и одна «российская» – на самом деле «дочка» китайского предприятия.

[:wsame:]

Кстати, в Забайкалье подобный лесной «кластер» уже работает вовсю. Та же компания «Синбан», что теперь претендует на сельхозземли, несколько лет назад арендовала в крае почти 2 млн га леса под строительство ЦБК. В том числе на территории заповедников. То есть китайцы для местных властей – вполне проверенные партнеры.

– Этот ЦБК так и не заработал, а большей части отданной им тайги уже нет, – говорит активист Соболев. – Вдоль всей железной дороги на китайских базах тоннами лежит лес. Уверен, он вывозится нелегально. Думаю, что и лесные пожары у нас не случайны. Китайцы этот горельник тоже везут к себе. Обгорает ведь сверху, а внутри древесина. Кстати, на тех 115 тыс. га леса тоже немало...

Лес и урожай активно вывозя­тся китайцами и из Еврейской автономной области. Новый глава ЕАО Александр Левинталь с удивлением обнаружил, что в его регионе «вся земля порезана на лоскутки и 80% контролируется китайцами. Разными способами – законными и незаконными».

Цена согласия

Законных способов освоения наших «бесхозных» богатств у китайцев теперь станет больше. Вступает в силу президентский закон о территориях опережающего развития. Он предоставляет иностранцам фактически безлимитный доступ к природным ресурсам в приграничных районах. На минувшем саммите ШОС президент подкрепил дела словами, заявив, что компании из КНР могли бы внести существенный вклад в развитие Сибири и Дальнего Востока.

– Я уверен, что и происходящее у нас – это не идея губернатора, а федеральная политика, – считает забайкальский депутат Стерликов.

[:wsame:]

Но какой от нее прок? По контракту в Забайкалье китайцы должны за 5–7 лет вложить в проект 24 млрд руб. Из них 20% пойдет в бюджет в виде отчислений (хотя опыт Кубани и ЕАО показывает, что китайцы не слишком хорошие налогоплательщики). В любом случае это не та сумма, за которую стоит разбрасываться своей землей. Тем более что весь будущий урожай китайцы намерены отправлять на родину.

– Конечно, надо проверить контракт на коррупционную составляющую, но в целом это вопрос скорее политический, – считает глава НИИ политической социологии Вячеслав Смирнов. – Китай – наш главный союзник. Другие инвесторы с Востока – например индийские – к нам идти боятся. С Европой и США сотрудничество закрыто лет на 10. Если ограничим китайцев, вообще будем вариться в собственном соку, как в 60-е. Денег они нам особенно не дадут. Но политическое сотрудничество идет.

Россия, как и год назад, в списке торговых партнеров Китая стоит лишь на 9-м месте. С товарооборотом в 2% (вывозной лес и урожай тут не учитываются). Зато Китай поддержал Россию в позиции о невозможности трибунала по малайзийскому «Боингу». Вообще, в Совбезе ООН и других международных структурах КНР России не противоречит. Стоит ли такая соглашательская позиция огромных экономических уступок? Судя по соцопросам, половина россиян вообще всерьез опасаются «китайской аннексии Сибири». Но китаисты говорят, что в ближайшие планы КНР это не входит. Китайцам достаточно пополнять закрома своей родины богатствами из наших. Пока никакой аннексии, только пользование.

/Только цифры

Согласно данным переписей, с 1990 по 2010 год число работающих граждан КНР на Дальнем Востоке возросло с 1750 до 300.000 человек. В Хабаровском крае их число за последние 10 лет увеличилось в 13 раз, в Амурской области – в 36. А вот в Красноярском крае присутствие китайцев старались сократить. Четверть обрабатываемых ими сельхозугодий оказались загрязнены пестицидами и непригодны для использования.

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика