Дворцов у них нет?! Роскошь семей российских губернаторов
«Собеседник» провел расследование и выяснил, где и в каких дворцах живут российские губернаторы
«Собеседник» провел расследование и выяснил, где и в каких дворцах живут российские губернаторы.
[:rsame:]
Помнится, на последней большой пресс-конференции в декабре президент Владимир Путин заявил, что дворцового переворота в России быть не может, поскольку «у нас дворцов нет». У нас – нет, всё верно. А у них, у представителей нашей региональной элиты? Федеральную мы даже пока не берем – с ней всё очевиднее.
Сами не местные
Известно, что теперь уже бывший губернатор Сахалина Александр Хорошавин все свободное от получения взяток время предпочитал проводить не на вверенном ему острове, а в Москве, где у него было несколько квартир. Ну или в лучшем случае в Подмосковье, где воздух посвежее.
Трехэтажная вилла с мансардой в 935,8 кв. м (с двумя двухэтажными особняками в придачу) и три участка земли в закрытом поселке «МКЗ-1» близ села Успенское на Рублевке были записаны на сына экс-губернатора Илью Хорошавина. Не дворец, конечно. Формально. Но вензеля на окнах и греческие колонны, поддерживающие балконы, ощущение помпезности создают. Все ж таки не Сахалин.
Впрочем, не один Хорошавин среди региональных лидеров мог похвастаться дачей в местах, чрезвычайно далеких от их рабочих кабинетов. Губернатор Северной столицы Георгий Полтавченко, к примеру, имеет неплохой особнячок в окрестностях столицы Первопрестольной. На той же Рублевке, в Горках-8. Там же, кстати, до недавних пор пережидала дипломатический кризис и семья главы нашего МИД Сергея Лаврова. Работа работой, а дом на Рублевке – это всегда престижно. По рыночному курсу скромная вилла Полтавченко тянет на нескромные 150 млн рублей. Вот что значит – человек никогда в бизнесе не работал. Одно слово – чиновник.
[:image:]
Назвался Груздевым
В Подмосковье же расквартировался и тульский губернатор Владимир Груздев. Ну, его хотя бы можно понять – до госслужбы политик все-таки был завсегдатаем списка «Форбс». Не считая более мелких домов и квартир, у главы семейства несколько лет назад появилась резиденция площадью 2013,4 кв. м в «деревне миллионеров» «Агаларов Эстейт», а у его половины – еще более шикарные хоромы в 2935,6 кв. м в поселке класса de luxe «Жуковка XXI». В Тулу со своими самоварами, то есть дворцами, Груздевым перебираться неполиткорректно. Местные избиратели такой роскоши не поймут.
[:same:]
Это что, а вот у красноярского экс-губернатора Льва Кузнецова, тоже, кстати, бывшего бизнесмена (он был зам. гендиректора «Норильского никеля»), вилла – вообще на Лазурном Берегу во Франции, на презентабельном мысе Антиб – местечко не для плебса. Впрочем, и в России ему тоже есть где остановиться. Хотя бы в особняке площадью 563,6 кв. м. Правда, находится он опять-таки не под Красноярском, а под той же Москвой.
Николина Гора – место престижное, недаром ее окрестности называют «подмосковной Швейцарией». Кроме домика, у Кузнецова тут (в ТСЖ «Сосновый бор») 10 участков заросшей лесом земли почти на полтора гектара. Зачем ему сибирская тайга, когда свой личный лес под боком.
Кто в бор, кто по нефтянке
Зато президент Татарстана Рустам Минниханов из дома на работу и обратно ходит пешком. Как-никак поселился он всего в полукилометре от Казанского кремля. Поскольку официально «дворцов у нас нет», то формально у семьи президента особняк в 1578,7 кв. м находится не в собственности, а в пользовании. Ну, давайте посмотрим на собственника этого великолепия. Странно – какая-то компания «Лучано Де Алойа». А кто же владеет компанией? Ну, все понятно – Гульсина Минниханова. Она же – гендиректор фирмы. И разумеется, супруга президента. Арендует дворец у самой себя: скромненько и со вкусом.
[:rsame:]
Кстати, находятся особняки Миннихановых («арендованный» и еще один собственный, поменьше) хоть и в центре города, но на огороженной территории, получившей название «поселок нефтяников». Понятно, кто там живет: Ренат Муслимов, консультант Минниханова по вопросам разработки нефтяных и нефтегазовых месторождений, Рафинат Яруллин, гендиректор «Татнефтехиминвест-холдинга», и аналогичная им компания.
А вот калужскому губернатору Анатолию Артамонову никакие соседи и не нужны. Его особняк – единственный жилой дом в Городском бору на окраине Калуги. Областью он правит с 2000 года и осенью собирается идти на перевыборы. Судя по тому, что 2,5 гектара под своей резиденцией он арендовал до 2057 года, переизбираться он намерен точно даже не дважды. Городской бор – памятник природы федерального значения, и не очень ясно, на каких основаниях и на какие деньги отстроился там Артамонов, но об этом природном объекте он, надо отдать должное, заботится: периодически инициирует субботники вокруг своего дома, на которые власти сгоняют школьников и актив «Единой России».
[:image:]
Ткачев весь в отце
И уж, конечно, нельзя не упомянуть губернатора Краснодарского края Александра Ткачева. В конце концов, он первый из своих коллег в этом году подал декларацию об имуществе и доходах. По ней у Ткачева – недвижимость в Краснодаре и под Туапсе. Что-то в собственности, что-то в аренде. Но гладко это только на бумаге.
[:same:]
Итак, на бумаге у Ткачева в пользовании есть земельный участок и дом в 900 с лишним кв. м в центре Краснодара на улице Комсомольской. Вот только по документам недвижимость эта все еще принадлежит отцу губернатора. Который в прошлом августе умер. Так что под чьей крышей обосновался чиновник – юридическая загадка.
А еще по декларации Ткачев арендует около гектара земли в Голубой бухте под Туапсе. Смотрим документы Росреестра. Да, земля с 2011 года – в аренде, но... формально арендует ее ЗАО «Агрокомплекс», совет директоров которого возглавлял все тот же отец губернатора. Правда, владение этим крупным холдингом приписывают чиновнику, но сам он этого никогда не подтверждал. Теперь секрет Александра Николаевича Полишинеля стал окончательно явным. Кстати, постройки на территории дачи оформлены уже на самого губернатора.
И что, вся эта черноморская роскошь – на одну зарплату? Ну да, разумеется. Непонятно только, почему месяц назад Московское бюро Интерпола по запросу наших силовиков объявило в международный розыск не Ткачева, а эколога Сурена Газаряна, который на губернаторской даче написал «Саня – вор». Ведь все разговоры об отсутствии у нас (то есть у них) дворцов – это еще виллами на воде писано.
/Кстати. Ничего личного
[:rsame:]
Родовое имение главы Дагестана Рамазана Абдулатипова в аварском селе Гебгуда официально принадлежит его старшему брату Абасу. Но это Кавказ, и кто там чем фактически владеет – непонятно. К примеру, два года назад сам Рамазан указывал в декларации еще один небольшой особняк как собственный. Однако здание такой площади (а по документам это – дом отдыха в Каспийске) еще с 2007 года является собственностью Раджаба Абдулатипова, так зовут руководителя республиканского УФМС, уже младшего брата Рамазана. Так чей это дом отдыха в итоге? Ох, Кавказ!
А вот губернатор Подмосковья Андрей Воробьев решил воспользоваться домиком мамы – 976,8 кв. м хватит на всю семью. Правда, подъездом к дому владеет чиновник, так что чья фактически это собственность – тоже не разберешь.
Марийская оппозиция подозревает, что и глава их республики Леонид Маркелов свою загородную дачу в местном Сосновом Бору (два дома у озера, почти 800 кв. м) оформил на подставное лицо – свою тетю Таню. По соседству обосновались руководитель администрации Маркелова Дмитрий Турчин и прочие близкие к чиновнику лица, но по документам дача и в самом деле принадлежит не ему самому, а Татьяне Маркеловой.
Непонятная ситуация и с Владимиром Волковым из Мордовии. У него в элитном поселке в Саранске два участка земли, причем дома на одном из них также записаны не на него, а на бывшего руководителя фракции «Единой России» в мордовском Госсобрании Валерия Камолина. Такие вот страсти во власти.
[:wsame:]
[:wsame:]