Солидные соседи. Кто окружает съёмную дачу Путина на Валдае
«Собеседник» разбирался, кто вырубает леса Валдайского национального парка и кому принадлежит тамошняя резиденция Путина
«Собеседник» разбирался, кто вырубает леса Валдайского национального парка и кому принадлежит тамошняя резиденция Путина.
[:rsame:]
В тихом омуте
15 лет назад Эльдар Рязанов приехал на Валдай снимать картину «Тихие омуты», да так местный омут его своим естественным очарованием засосал, что режиссер купил себе скромный домик в деревне Долгие Бороды, неподалеку от государственной резиденции президента. Но теперь в этом омуте водятся совсем другие черти.
– Обратите внимание на Генеральный план развития Рощинского поселения, – пожаловались «Собеседнику» местные жители, которые так и не решились представиться. Мол, места у нас глухие, мало ли что. – Этот документ является планом разрушения части Валдайского национального парка и превращения его в сплошной коттеджный поселок.
Особенно дико то, что происходит напротив дачи Рязанова:
– Там сосны валят, подлесок ягодный уничтожен, – говорят местные. – Тошно смотреть. Рабочие говорят: «Мужик какой-то из Новгорода строит». Жаль, Эльдар Александрович болен. Вероятно, это стимулировало варваров – при нем бы не посмели.
[:image:]
Мужиком из Новгорода, как выяснил «Собеседник», оказался Вячеслав Гороховцев – так зовут главу регионального филиала «Военно-мемориальной компании», крупнейшей ритуальной фирмы страны. Бросили якорь на валдайских берегах несколько местных судей, руководство электросетей...
[:rsame:]
– Всё по закону, – уверяет глава Рощинского сельского поселения Валентин Мячин. – Вырубают не лес, а подлесок. И это земли сельских поселений, которые районная администрация решила продать. У нас проверки уже полгода идут, и никаких нарушений не найдено.
Земли эти, как мы узнали, на самом деле пока не проданы – чиновники сдали их в аренду на несколько лет, после чего арендатор сможет приватизировать участок по льготной цене. А потом, если захочет, продать на рынке гораздо дороже. Таких объявлений уже полно: «Хорошие места, солидные соседи».
Вирус Ящерово
Так что простые валдайцы надеются лишь на то, что на местных шишек найдутся в их лесах шишки покрупнее, способные приструнить тех, кто портит «господские предместья».
К примеру, соседняя деревенька Ящерово давно уже стала дачным поселком верхушки Управления делами президента (УДП) и Федеральной службы охраны (ФСО). По соседству там поселились нынешний глава ФСО Евгений Муров, экс-завхоз Кремля Владимир Кожин и его недавно уволенный бывший зам Иван Малюшин. Чуть в стороне, за лесочком, окопалось руководство Службы безопасности президента – Олег Климентьев, Алексей Дюмин и Николай Кондратюк. Здесь же отдыхает семья бывшего главного охранника Путина Виктора Золотова, который сейчас командует Внутренними войсками МВД.
[:rsame:]
А вообще, валдайский омут так и кишит крупной рыбой. Дендропарк взял в аренду один друг президента – Юрий Ковальчук – с сыном. Другой друг, Аркадий Ротенберг, через творческую студию «Новый взгляд» выкупил бывшую базу отдыха «Берег Валдая». С именем третьего, Геннадия Тимченко, связана прописавшаяся в Долгих Бородах страховая группа «Согаз»: ее возглавляют сын главы кремлевской администрации Сергей Иванов и сын кузена президента Михаил Путин, а в списке аффилированных лиц мелькает «Национальная Медиа Группа» под руководством экс-депутата Алины Кабаевой.
– С прошлого лета строительство и вырубки начались внезапно в нескольких местах одновременно, – вздыхают аборигены. – До этого почти полностью срыли природный памятник «Воронья гора», чтобы построить пожарную часть МЧС, которая обслуживает резиденцию президента. Когда в деревне был пожар, то они отказались тушить – «нас это не касается», хотя им было несколько сот метров ехать, а до пожарной части в Валдае 15 км. Дом, конечно, сгорел.
[:image:]
В местной администрации за пожарных, правда, заступились, назвав информацию ложью, а вот представитель Управления делами президента Виктор Хреков признал:
– Это ведомственная пожарная часть, и она, по правилам МЧС, не имеет права и лицензии заниматься тушением пожаров вне ведомства. Выглядит нелепо, но таков регламент. Любое нарушение строго карается.
«Прайм»-тайм
– А вообще сама резиденция достаточно скромная, без помпезности, – пояснил «Собеседнику» оппозиционный политик Геннадий Гудков, который в 2013 году участвовал в проводившемся там заседании дискуссионного клуба «Валдай». – Есть большой главный корпус уровня 4 звезды и небольшие домики, метров на 250, один из которых, как мне сказали, персонально для Путина. Баня, часовня, пляж... Все хорошо, но есть места и покруче. Да и сам президент там бывает нечасто.
[:image:]
При этом, по рассказам долгобородцев, от гостей в «Ужи´не» (так называется резиденция, с ударением на второй слог) отбою нет:
– Постоянно колоссальные фейерверки, закрытые концерты знаменитостей, непрерывный рокот вертолетов. На озеро часто садятся гидросамолеты Бе-200, которые используются для увеселения гостей. С одним из них несколько лет назад был инцидент во время приезда сюда Берлускони. Тогда катались на самолете по озеру, как на катере, и он врезался в берег.
По деревенским разговорам, участки в южной части резиденции принадлежат родственникам Путина или даже ему самому. «Собеседник» проверил слухи и...
Оказалось, в бессрочном пользовании ФСО действительно находится только часть огороженной территории «Ужина», а вот самый лакомый его кусок еще в 2006 году перешел в собственность питерского ООО «Прайм», дочерней компании некоммерческого партнерства «Поддержка предпринимательских инициатив».
Из списка учредителей «Собеседник» выяснил, что «некоммерческими партнерами» Путина по государственной резиденции оказались его старый знакомый Юрий Ковальчук вместе с сыном. Им же сегодня принадлежит как минимум и часть здешних зданий: небольшая баня, крытый каток на 2500 кв. м и т.п. Все это, по документам Росреестра, у Ковальчуков теперь вынуждено арендовать управление по эксплуатации зданий в Северо-Западном федеральном округе Управления делами президента. Однако в УДП нам так и не смогли пояснить, каким образом и за какие шиши госрезиденция перешла в частные руки:
– Все вопросы, связанные с резиденциями, – компетенция ФСО. Управделами к этому отношения никогда не имело.
ФСО от официальных комментариев отказалась. Так что стоит проверить, может, и кремлевский ансамбль перекочевал к Тимченко или Ротенбергу и его арендует Управделами президента? Впрочем, тогда это будет уже не ансамбль, а откровенный цирк.
[:wsame:]
[:wsame:]