Кто виноват в том, что школьники учатся по опасным учебникам

Ляпы в учебниках – такая же горячая тема, как школьные поборы и ЕГЭ. Их вылавливают даже у известных авторов уважаемых издательств. Почему сегодня школьная книга – источник не только знаний, но и нелепых ошибок?

Фото: Школьница // Russian Look

Ляпы в учебниках – такая же горячая тема, как школьные поборы и ЕГЭ. Их вылавливают даже у известных авторов уважаемых издательств. Почему сегодня школьная книга – источник не только знаний, но и нелепых ошибок?

Сколько щенков родила кошка?

Задача из учебника по математике за 1-й класс, выпущенного в 2002 году одним из столичных издательств: «У кошки Мурки родились щенята: один черненький и два беленьких. Сколько у Мурки щенят?» Или вот другая: «Hа полке стояли детские книжки. Подбежала собачка, взяла одну книжку, потом еще одну, потом еще две. Сколько книжек она прочитает?»

Смешно? Да, но хотя бы неопасно. Чего не скажешь об истории 15-летней наркоманки из хрестоматии по литературе для 7-го класса «Путь к станции Я» (авторы Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., 2005 год). Чем руководствовались авторы – непонятно, в издательстве от комментариев категорически отказались. Можно предположить, что они решили, будто трагический конец отпугнет детей от наркотиков, но дьявол, как известно, кроется в деталях: «Спид» поначалу немного пугал, потому что Биллу пришлось вколоть его мне прямо в руку. Я так ненавидела уколы, когда лежала в больнице, но тут совсем другое, теперь не могу дождаться, да, не могу дождаться следующего раза. Неудивительно, что он называется speed! Я почти не контролировала себя, на самом деле я бы и не смогла, если б хотела этого, но я и не хотела. Я танцевала так, как и мечтать не может такая зацикленная на себе мышь вроде меня. Я чувствовала себя великолепно, я была свободной, распутной, другой, улучшенной, совершенной представительницей другого, улучшенного, совершенного биологического вида. Это было дико! Это было прекрасно!»

[:image:]

Этот отрывок, как можно предположить, возмутил психологов и родителей, которые посчитали его пропагандой наркотиков, поэтому из последующих изданий дневник наркоманки убрали. Но из увидевшей свет хрестоматии его уже не вырубишь топором.

Учебник «Окружающий мир» (1-й класс, Плешаков А.А, Новицкая М.Ю.) сообщает, что «Дом не велик, а стоять не велит». Вообще-то не велик мороз, а дом здесь ни при чем. Приводить примеры можно еще долго.

Порог – 100 ошибок

Кто пишет все эти учебники, кто их проверяет? Теоретически стать автором учебника сейчас может каждый. Для этого нужно его написать и принести в издательство. Если книгу опубликуют, автор получит гонорар. Для нераскрученных это 30–50 тысяч рублей, новичку могут предложить напечатать учебник бесплатно. 

В издательстве «Просвещение» сообщили, что учебники для них пишет коллектив авторов – ученый, педагог и методист. Предпочтение отдается проверенным кадрам, которые сотрудничают с издательствами, и авторам с большим педагогическим и научным опытом. Но «Просвещение» – крупнейшее издательство. Мелкие, которым никто не запретил издавать учебники, авторами не избалованы.

– Хороший ученый со способностями к педагогике – редкость, – говорит математик Виктор Васильев, который много лет проработал в комиссии РАН по экспертизе школьных учебников. – Мне попадались учебники, в которых каждая седьмая или восьмая задача были решены автором неправильно, потому что он не знает предмета.

Научную, педагогическую и общественную экспертизы проходят все российские учебники. По правилам только после положительного заключения экспертов учебник может попасть в федеральный список Министерства образования и может быть допущен в школы. Научную и педагогическую экспертизы проводят эксперты из РАН и РАО. Как минимум три человека читают учебник и дают свое заключение.

Академик Васильев в прошлом году не выдержал и вышел из состава комиссии. 

– Количество ошибок зашкаливает, – констатирует он. – У меня было правило: если в учебнике содержалось очень много ошибок, я дочитывал до сотой страницы и писал отрицательное заключение. 

По словам Васильева, отвергнутых учебников в его практике было немного. Как правило, эксперты отправляют макет издания на доработку и, после того как издательство вносит в него коррективы, ставят визу. Вроде бы никакой проблемы в том, чтобы внести поправки, нет. Но…

– Бывает, издательство еще до экспертизы печатает тираж, и получается, что оно должно пустить под нож несколько тысяч экземпляров, а это деньги, – объясняет Васильев. – Поправки вносят, но старый тираж оставляют и сбрасывают в магазинах где-то на периферии. 

На памяти академика несколько раз учебники, не прошедшие экспертизу в РАН, волшебным образом получали разрешение в министерстве. Это, собственно, и стало причиной его самоотвода. 

Выпускают все, кому не лень 

Учебниками занимается больше 20 издательств, и каждое считает своим долгом выпустить не один, а целую линейку по всем классам. Александр Снегуров, учитель истории московской школы №2045, устав обращать внимание детей на ошибки в чужих учебниках, написал свой по истории Древнего мира. С ним он обошел практически все издательства, но везде получил отказ. 

– Разговоров о качестве материала не было, – вспоминает он. – Издатели говорили об учебнике исключительно с экономической точки зрения: мол, надо еще посмотреть, как пойдет продукт. Многие предлагали написать серию учебников для всех классов. Но я не готов встать к станку.

Производство школьных учебников сегодня – конвейер, поэтому даже уважаемые авторы допускают глупые ошибки и досадные описки. Невозможно за короткий срок написать десять книг высокого качества. Но авторы – всего лишь исполнители, за ними стоят издательства, которые диктуют правила игры. Школьные учебники – бизнес, а в нем, как ни крути, главное – прибыль. 

Есть еще одна проблема. Со времен советской школы образовательные стандарты сильно изменились. Это 15 лет назад выпускники сдавали устные экзамены по необязательным предметам, а по русскому языку и литературе писали сочинение, сегодня они сдают пресловутый ЕГЭ, и вся школьная программа заточена под эту форму аттестации. 

– Сегодня главный принцип образования – информационно-окрошечный, когда ученикам дается окрошка из фактов, – говорит кандидат психологических наук Людмила Ясюкова, руководитель лаборатории социальной психологии СПбГУ. – Советская школа ставила целью формирование системы научных знаний и понятийного мышления. 

Фактические, орфографические и стилистические ошибки, небрежные формулировки, утверждает социолог,  еще полбеды. Чему научатся дети, если на уроках математики и физики они не задачи решают, а готовят презентации? Спасением могут быть специализированные – физико-математические, лингвистические – школы, где учителя преподают по альтернативным учебникам. Формально и в общеобразовательной школе учитель вправе выбирать их сам. На деле же действует добровольно-принудительный порядок: выбирают то, что уже выбрали в ГОРОНО.

Родителям в такой ситуации не остается ничего другого, как лишь сообщать о найденных ошибках. Учебники сейчас переиздаются каждый год, и есть надежда, что хотя бы в следующем издании Мурка родит котят, а не щенков.

/ликбез 

Если вы нашли ошибку в учебнике... 

…обращайтесь в издательство. Это можно сделать по телефону или электронной почте, которые указываются на их сайте. 

– Мы стараемся не допускать серьезных фактологических ошибок в наших учебниках, – говорит Ольга Котляр, заместитель главного редактора издательства «Просвещение». – Если поступает жалоба, вносим исправления в ближайший тираж. Для внесения поправки не нужно, чтобы учебник проходил дополнительную экспертизу. 

/перлы

«Россия – огромная страна с огромными возможностями, людскими и природными ресурсами, поэтому происходит постоянный рост численности чиновников». («Обществознание», 6-й класс)

«Пчелы тоже становятся алкоголиками и летают опохмеляться».

(«ОБЖ», 8-й класс) 

«Многоугольником называют замкнутую ломаную линию без самопересечений». («Математика», 1-й класс)

«Дом не велик, а стоять не велит». («Окружающий мир, 1-й класс»)

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика