Авиадиспетчеры рассказали правду о масштабах рисков авиакатастроф
С месяц назад Росавиация распространила срочное сообщение: сбой в работе системы «Теркас» не повлиял на воздушное сообщение столичного авиаузла. С точки зрения пиара это был грамотный ход – сообщить не об аварии, а о ее успешной ликвидации. Большинство россиян даже не знали, что череды авиакатастроф удалось избежать только чудом
Обычно лето в России богато на авиакатастрофы. В этом сезоне их удалось избежать (тьфу-тьфу) как минимум дважды.
На начальниках лица не было
С месяц назад Росавиация распространила срочное сообщение: двадцатиминутный сбой в работе системы «Теркас» не повлиял на воздушное сообщение столичного авиаузла. Вместо «заклинившей» системы был включен комплекс «Москва-Резерв», поэтому все прошло благополучно.
С точки зрения пиара это был грамотный ход – сообщить не об аварии, а о ее успешной ликвидации, – и ход сработал. Большинство россиян до этой публикации даже не знали, что московские авиадиспетчеры несколько минут вели самолеты фактически вслепую и череды авиакатастроф удалось избежать только чудом.
– Отказ основной системы слежения – очень большое ЧП, – признался «Собеседнику» один из диспетчеров Московского центра автоматизированного управления воздушным движением (МЦ АУВД). – Дело в том, что переход на резервный комплекс занимает некоторое время. И в этот момент у всех диспетчеров на экранах высвечивается разная картинка. У одних горит еще та, что посылает засбоивший комплекс, у других – уже резервный.
Председатель ФПАД (Федерального профсоюза авиадиспетчеров) Сергей Ковалев уверяет, что система «Теркас» за этот сезон серьезно вырубалась уже дважды. В последний раз ситуация усугублялась тем, что сбой привел еще и к отключению информтабло. Поэтому, когда стал включаться резервный комплекс, «небесные поводыри» видели только «крестики-самолеты». А ведь в столичном небе одновременно находятся десятки лайнеров. Информация о том, что это были за рейсы, какие из них заходили на посадку, а какие – наоборот, появилась только через несколько минут.
Лишь благодаря профессионализму авиадиспетчеров катастрофы удалось избежать.
– Как только ситуация нормализовалась, к нам прибежало все руководство, – вспоминает сотрудник МЦ АУВД, работавший в этот день. – На начальниках просто лица не было. Все на нервах. Они благодарили нас за службу и пообещали всю смену поощрить, представив к наградам. Скорее всего, как обычно, грамоты дадут и премии выпишут.
Оборудование давно устарело
– Пропускная система московского неба уже давно достигла предела, – поясняет Сергей Ковалев. – Оборудование, на котором работают диспетчеры, было построено 30 лет назад. Оно уже давно устарело и постоянно сбоит. При этом люди также работают на пределе своих возможностей.
Ковалев рассказывает, что нормативов, устанавливающих, сколько авиадиспетчер должен одновременно вести самолетов, в России нет. По советским стандартам, разработанным еще в 1986 году, на одного авиадиспетчера должно приходиться не более пяти воздушных судов. Однако сейчас одновременно на связи с диспетчером находится по 15–18 бортов.
– Получается, что через один сектор в час проходит по 40–50 самолетов с интервалом в одну минуту, – говорит он.
– Кроме того, количество пересекающихся маршрутов увеличилось в десятки раз, а это значит, что в десятки раз увеличилась и вероятность столкновения воздушных судов.
Нормализовать ситуацию в столичном небе обещала новая автоматизированная система управления воздушным движением, которую разрабатывает питерская фирма – ОАО «ВНИИРА» для строящегося Центра управления полетами (ЦУП) МЦ АУВД. В этот проект государство уже вбухало 2,4 млрд рублей. Однако...
Изначально новый ЦУП планировалось запустить в декабре 2011 года. Но ВНИИРА оказалась не готова к сдаче объекта. В итоге срок запуска был вначале перенесен на 2012 год, затем – на 2013-й. Этим летом на заседании специальной комиссии под председательством вице-премьера Аркадия Дворковича была озвучена новая дата – осень 2014-го. А там видно будет.
Небо загружено до предела
При этом вокруг еще не готового оборудования уже разгорелся подковерный скандал. Работники ОАО написали обращение председателю правительства Дмитрию Медведеву (текст имеется в распоряжении редакции), в котором потребовали прислать на предприятие независимую техническую комиссию, чтобы не допустить ввода в эксплуатацию «сырого» оборудования.
В письме говорится: «Аппаратное обеспечение устарело еще до отправки на объект, закупленные мониторы не предназначены для круглосуточного эксплуатирования». Кроме того, по словам жалобщиков, «заводские испытания новый комплекс прошел не в полном объеме, а само программное обеспечение требует регулярной перезагрузки, потому что в нем накапливаются ошибки, которые не позволяют ему работать нормально».
В ОАО «ВНИИРА» уверяют, что факты не соответствуют действительности, а кляузу накатали бывшие сотрудники, которые не прижились в коллективе. Впрочем, военный летчик-испытатель Андрей Гусев, участвовавший в расследованиях авиакатастроф, считает, что власть не должна оставлять подобное обращение без внимания.
– Письмо может быть происками конкурентов, а может быть и правдой. Поэтому в данной ситуации надо обязательно тщательно разбираться. Ведь речь идет о безопасности полетов и жизни людей, – говорит он.
Аналогичного мнения придерживается и другой авиаэксперт, заслуженный летчик-испытатель Владимир Герасимов:
– Власти должны молниеносно реагировать на подобные сообщения. К тому же в прошлом году проходила информация о том, что руководство московского авиаузла якобы заявляло, будто «заводские испытания проводились без использования реальной радиолокационной информации и без привязки к реальным планам полетов», что не дает возможности оценить готовность системы.
В самом МЦ АУВД признают, что «столичное небо загружено до предела», но ситуацию вокруг запуска нового центра не комментируют. По словам собеседников, новое программно-аппаратное обеспечение будет в течение года проходить обкатку и тестироваться. Этого вполне достаточно, чтобы выявить все недостатки. Если они имеются.
Что касается сбоев в работающей пока системе «Теркас», то официальные представители центра призывают не паниковать, уверяя, что система надежно дублируется, что такие ситуации нельзя называть нештатными... Вот только сами диспетчеры почему-то отказы системы штатными случаями не считают.
Читайте также:
Эксперты рассказали, что нужно взять с собой в самолет
Выяснилась причина отмены генеральной репетиции показательных полетов на авиасалоне МАКС-2013