Из Кремля – в Кащенко
За что бывшего председателя профсоюза администрации президента Людмилу Попкову отправили в сумасшедший дом?
За что бывшего председателя профсоюза администрации президента Людмилу Попкову отправили в сумасшедший дом?
До сих пор Кремль и психиатрическую больницу имени Алексеева (она же Кащенко, она же Канатчикова дача) роднил только красный цвет кирпича. С недавних пор эта связь немного упрочилась.
Людмила Попкова, кавалер ордена Почета и бывший глава профсоюза кремлевской администрации (а заодно аппарата правительства, Совета Федерации, Счетной палаты, Управделами президента – всего 14 юридических лиц), почти месяц провела в известном на всю страну сумасшедшем доме. Ее прежний статус сравним с должностью замглавы администрации президента. Раньше у нее были кабинеты с «вертушками» на Старой площади и в Белом доме. Этой весной их сменило койко-место в палате №6 пятого корпуса Кащенко.
– Эта палата считается элитной, – рассказала Людмила Васильевна. – Туда помещают выздоравливающих, и в ней «всего» 10 коек. А есть палаты и на 14 человек. Первые сутки я вообще провела в коридоре на раскладушке у туалета – отделение оказалось переполнено. Но меня продержали там по полной программе: положено проводить экспертизу до 30 дней, а я пробыла там 29. За все это время раз пять общалась с врачами и один раз – с психологом. Больше меня никто не обследовал. По предварительным результатам я совершенно здорова, но когда спросила, почему меня так долго тогда держали, ответили: «Ну, у вас же такое резонансное дело!»
Резонансное дело
Сама Людмила Попкова считает свое заключение в спецбольнице пыткой. Даже подала заявление в Страсбург:
– Мне уже сообщили, что мое обращение будет рассмотрено в приоритетном порядке. По моим ощущениям, все, что со мной произошло – это ноу-хау Следственного департамента МВД: когда у следствия нет доказательств для обвинения, подключается карательная психиатрия.
Департамент обвиняет Попкову в том, что она, заказывая для администрации президента концерты, денег артистам не платила, а списанные средства (под миллион рублей за 3 концерта 2010 года) отобрала у организаторов и положила себе в карман.
– Да каждое мое мероприятие стоило втрое дешевле тех, что организовывают другие, – не соглашается женщина. – Концерты ведь фиктивными не были – приходили более тысячи зрителей. А то, что за выступления не платили гонорар... А букеты цветов каждому, а подарки, а спиртное – французские коньяки. Это ведь всё было, все видели. Затраты на мероприятие включают в себя не только вознаграждение артистам, но и другие расходы: транспорт, фуршет, обслуживание и т.д. Следствие допросило несколько десятков свидетелей, которые подтвердили мои показания.
Но режиссер Александр Леонтьев, который устраивал концерты, уверяет, что лично вернул Попковой все деньги в ее кабинете. Его можно понять. Признание режиссер подписал после того, как его заключили в следственный изолятор.
– Интересно, как он мог мне вручить сотни тысяч! Во-первых, металлоискатели у нас стоят такие, что считывают даже металлизированные полосы на купюрах. Все крупные суммы на проходной обязательно отмечают. Этого не было. А во-вторых, Федеральная служба охраны провела проверку: Леонтьев вообще не проходил ни в здание администрации президента, ни в Белый дом, то есть дать мне деньги в кабинете он просто не мог. Но следователь Мурашев заявил, что генералы ФСО в своих официальных ответах просто ошибаются.
Возбужденное против нее уголовное дело Людмила Попкова считает местью бывшего кремлевского кадровика за ее принципиальность. А испортил кремлевских чиновников, по ее словам, банальный квартирный вопрос.
Квартирный вопрос
Бухгалтером кремлевского профсоюза у Попковой была Татьяна Барышникова. Ее зять, Сергей Шестаков, которого бухгалтер устроила помощником коменданта Кремля, в Высшей школе милиции учился вместе с будущим милицейским «решальщиком» Максимом Каганским (тот за деньги помогал улаживать отношения с органами, за что сейчас находится в СИЗО).
– Не только мне, но и другим нашим сотрудникам Барышникова хвасталась, что знакома с Максимкой, как она его называла. Даже цитировала его слова: «Не надо быть генералом, надо жить, как генерал». А однажды предложила коллегам достать через него корочки, чтобы гаишники на дорогах не останавливали. Я, разумеется, ей это запретила.
Тогда Барышникова сама стала жить, как генеральша. Вместе с зятем по подложным документам она решила получить от государства еще одно жилье в дополнение к уже имеющимся квартирам. Для этого семьи Барышниковых–Шестаковых прописались вместе с четырьмя умершими родственниками в одной квартире и в результате получили от щедрот государства еще одну – в сотню квадратных метров стоимостью 25 млн руб. По инициативе Попковой было возбуждено уголовное дело, но Барышникова скрылась от следствия и сейчас находится в федеральном розыске.
Вскоре стало известно, что по схожей схеме внеочередную субсидию в 22 миллиона мог получить и зам. начальника кремлевского управления по вопросам государственной службы и кадров Анатолий Иванов. Появилась информация, что две свои квартиры он оформил на жену и сыновей, которые много лет уже жили в США, а в третьей прописал к себе компанию родственников, включая покойную мать. К тому моменту Иванов уже достиг предельного для госслужащих возраста и работал в администрации вообще без контракта, то есть незаконно.
– И не только получал зарплату, не имея на это права, но и подписывал документы, – возмущается Людмила Попкова. – Сейчас по данному факту МВД и Генпрокуратура проводят проверку.
Докладную записку Попковой обо всем этом глава управления по вопросам госслужбы и кадров (а ныне – советник президента) Сергей Дубик оставил без ответа, а когда профорг написала уже в органы, следствие возбудили… против нее самой, а потом и вовсе отправили на Канатчикову дачу. На «квартирный» вопрос она получила «дачный» ответ.
«Дачный» ответ
В Кремле ходят страшилки, будто люди Дубика после ссоры с ними отправили в психотерапевтическое отделение Центральной клинической больницы уже не одного чиновника (имена есть в редакции).
– В администрации Сергей Дубик появился в 2001 году, – рассказала Людмила Попкова. – В Газпроме работал его брат, который, видимо, и попросил своих знакомых в Кремле за родственника. Так Дубик попал в секретариат Медведева (тогда – первого зам. главы администрации и председателя совета директоров Газпрома) каким-то 125-м помощником. А в 2009-м, когда Медведев стал уже президентом, Дубик возглавил управление госслужбы и кадров, то есть стал главным кадровиком страны. Утром 7 мая 2010 года Дубик под грифом «секретно» направил первому зам. начальника Департамента экономической безопасности МВД Андрею Хореву подложные документы о деятельности профсоюза. А вечером вызвал меня и сказал: «Вы знаете, кто такой Хорев? Если вы выйдете на работу 10‑го, я вас посажу».
Кто такой Хорев, Попкова тогда не очень знала (к тому времени связанный с «решалой» Каганским генерал еще не попался на взятках) и не подозревала, что тот начнет нигде не зарегистрированную доследственную проверку против нее. Но на всякий случай попросила помощи у Сергея Нарышкина, который в тот момент возглавлял президентскую администрацию.
– Нарышкин пообещал разобраться, – говорит Людмила Попкова.
Хорев уже давно уволен, но с Людмилой Васильевной разбираются до сих пор. В августе 2010-го, когда она была на больничном, ее в обход закона сместили с поста председателя профкома, потом уволили, начали таскать на допросы, а когда она стала писать жалобы, под этим предлогом упекли в дурдом. Действительно, разве нормальный человек будет жаловаться на главного кадровика страны?
Сразу после освобождения из Кащенко у Попковой и ее родственников провели обыски. Но бывший профорг продолжает защищать свою репутацию и сокрушается, что в окружении президента остаются работать компрометирующие его люди. И в самом деле, как познакомишься с нравами президентской администрации, кажется, что Кремль и Кащенко роднит не только цвет кирпичей.
Читайте также:
Сколько на самом деле зарабатывают главные российские чиновники?