Мы не тренеры, не коучи: как инженеры становятся психологами за 4 месяца
Действительно ли в России можно за короткий срок, дистанционно и недорого стать дипломированным психологом?
Обладатель серебряной кнопки YouTube (более 100 тысяч подписчиков) казанский психолог Павел Федоренко в своем Instagram заявил, что уходит в отпуск на 1-2 года. Врачеватель панических атак и тревожных расстройств признался, что обессилел от «идеального» себя в стремлении соответствовать ожиданиям невротиков и пожаловался на третирующих его коллег. Последние уличили психолога в том, что он получил диплом психолога на курсах дистанционного обучения по программе переподготовки. Корочка консультанта была получена на базе высшего технического образования.
Sobesednik.ru разбирался, действительно ли в России можно за короткий срок, дистанционно и недорого стать не каким-нибудь коучером или тренером, а самым настоящим дипломированным психологом.
Диплом психолога по акции
В каталоге специалистов психологического профиля b17.ru у Федоренко все-таки появился скан диплома о переквалификации в Институте позитивных технологий и консалтинга. Но на своем сайте в рекламе тренинга «Система здорового мышления» у него представлены только сертификаты о дополнительных курсах, основной диплом не указывается.
В презентационном тексте Павел заявляет, что на обучение потратил порядка одного миллиона рублей. Но, видимо, дешевле всего ему обошлось базовое психологическое образование. В актуальном предложении в Институте позитивных технологий и консалтинга дистанционный курс по программе «Психологическое консультирование» стоит 38 900 рублей. Длится дистанционное обучение четыре месяца — 680 академических часов. При этом образование не обязательно должно быть высшим и не обязательно гуманитарным или медицинским. «Для поступления на данную программу необходимо иметь среднее профессиональное, среднее специальное, либо высшее любое [образование]. Можно и техникум, и колледж», — пояснил мужчина по телефону, указанному на официальном сайте Института.
Впрочем, это не самый демократичный прайс среди вузов, предлагающих форсированное обучение. В другом московском институте предлагается пройти переобучение по направлению «Психологическое консультирование и психодиагностика» за 21 900 рублей (цена акционная, снижена с 28 900 рублей). В их программе на обучение заложено 620 часов (5,5 месяцев). Еще одна академия предлагает научить психологии и выдать соответствующий диплом за 15 тысяч рублей в течение трех месяцев дистанционного обучения по переподготовке. Таких предложений — десятки. Искать их почти не нужно. Упомянутые выше и другие организации мы обнаружили в таргетированной рекламе, единожды вбив в поисковую строку браузера «переподготовка диплом психолога».
Учредитель Ассоциации психологов и психиатров за научно обоснованную практику Анна Портнова усомнилась, что пациент может рассчитывать на специалиста, прошедшего такую переподготовку. «Если металлург-инженер пойдет получать за четыре месяца психологическое образование, то у него ничего не получится. Если же есть, например, подготовка психолога, даже пускай не клинического, а психолога образования, дефектолога или врача с психиатрическим образованием, то тогда это уместно», — заявила Портнова в комментарии Sobesednik.ru.
Соосновательница Коллегии по этике в психологии и психотерапии (КЭПП) Валерия Федоряк отметила, что психолог должен максимально открыто предоставлять информацию о своем образовании. «Совершенно нормально, если вы кандидат юридических наук, но переучились на психолога и начинаете психологическую практику. Но если при этом в презентации указываете, что вы кандидат наук и психолог, создавая впечатление, будто вы кандидат психологических наук — это неэтичная практика. Честность в вопросах образования на первейших ролях», — заключает Валерия.
Один из опрошенных нами экспертов на анонимных условиях отметил, что у услуги по переподготовке есть коммерческие основания: вузам выгодно предоставлять платные дистанционные образовательные услуги большому количеству людей. Появилась эта образовательная практика в девяностых с предположением, что так можно быстро удовлетворить потребность в кадрах. Возможно, скоро она упразднится, но пока тысячи человек проходят краткосрочные курсы и часть из них выходят на рынок практикующих психологов.
Необразованные против переподготовленных
«Многие "мозгоправы" — крайне завистливые, высокомерные, лицемерные личности, которые постоянно сплетничают, строят козни, оговаривают других, лишь бы получить клиента», — написал Федоренко в своем Instagram, уходя в отпуск на неопределенный срок.
Деятельность его обличителей и впрямь вызывает много вопросов. Особенно иронично, что одним из ведущих критиков Федоренко является израильский программист Роман Беккер, который ранее был уличен не только в ведении психотерапии без соответствующего образования, но и назначении своим клиентам фармакологических препаратов, не имея врачебной лицензии.
С ранних лет Роман мечтал о профессии врача, которую не смог получить из-за проблем со слухом и другими обстоятельствами. Беккер консультирует только по скайпу и бесплатно. Daily Storm в прошлом году писал про двух «клиентов» несостоявшегося психиатра. В паре у одного из пациентов был диагностирован синдром деперсонализации-дереализации, а у его партнерши — умеренная форма депрессии.
Рецепты на назначенные Беккером препараты пара получила у его знакомого, с которым они встретилась на площади трех вокзалов в Москве. Закончилось эта история усугублением симптоматики у обоих пациентов. Врачи сетовали, что дозировка препарата была превышена и в худшем случае неправильное лечение могло довести до коматозного состояния.
При всей особенности репутации, Беккер вхож в здравоохранительные институции РФ. Он является соавтором нескольких статей о наркологии и терапии депрессивных расстройств в российских научных изданиях, а в феврале 2018 года вместе с российскими психиатрами провел в больнице имени Алексеева в Москве презентацию книги «Выдающиеся психиатры XX века».
Беккер позиционирует себя сторонником доказательной медицины и претензии к Федоренко были связаны в том числе с его практикой в когнитивно-поведенческой психотерапии (КПТ). Это один из немногих методов психотерапии, который условно принято считать доказавшим свою эффективность. По словам Беккера, Федоренко не имеет должного базового образования, чтобы практиковать КПТ. Диплом об окончании вуза он получил по специальности инженера-электронщика.
«На образование ушло много бумаги»
Незадолго до ухода в отпуск Павел был вынужден добровольно выйти из Ассоциации когнитивно-поведенческой психотерапии (АКПП). Поводом стали заявления его коллеги из Беларуси, Алексея Бурдука. Изначально Бурдук был клиентом Федоренко и перенял у него часть методик для дальнейшей деятельности на своей территории, что не устроило их автора, о чем тот даже записал видео для YouTube-канала.
В результате взаимных претензий победителем из ситуации вышел Алексей Бурдук, но методы для этого он использовал не совсем валидные. Его усилиями Федоренко потерял членство в профессиональной ассоциации из-за того, что на одном из тренингов описал случай пациента (конкретно Бурдука) без его разрешения.
«Была этическая комиссия, которая разбирала внешнюю жалобу, не с членом нашей ассоциации, — пояснил председатель АКПП Дмитрий Ковпак. — Мы пошли навстречу этому человеку, который жаловался в очень многие инстанции, в том числе и на нас. Очень большие вопросы у нас к поведению этого человека. Претензии были и к одному, и к другому, но Павел счел эти претензии избыточными и сам решил уйти из ассоциации».
Алексей Бурдук тоже использует в своих тренингах методы КПТ, смешивая их с другими психотерапевтическими моделями. Уровень профподготовки у них с Федоренко примерно одинаковый, но у белорусского психолога более саркастичное отношение к профильному образованию. На своей странице в соцсети «ВКонтакте» Бурдук выложил видео с названием «Обучение на психолога заняло много .... БУМАГИ!!!)))», где его сертификаты и диплом о переподготовке висят на прищепках. Психолог в кадре дует на документы, а после рассуждает, стоит ли вешать их на стену после сушки.
Про Федоренко в покинутой им АКПП все же остались преимущественно положительные впечатления. «В отношении Павла я могу сказать, что он на многих семинарах и курсах обучался. От многих специалистов многое перенял и в теоретических блоках, и в практических. Этот человек как раз не равнодушен к тому, чем занимается», — заявляет Дмитрий Ковпак.
Тревожник-самоучка
И Бурдук, и Федоренко открыто заявляют, что пришли в психотерапию, когда сами столкнулись с проблемами ментального характера. По цифровому следу Павла Федоренко в сети можно увидеть, что работать с «тревожниками» и «вээсдэшниками» он начал еще до того, как получил корочки психолога. В то время он самостоятельно пытался справиться с недугом.
Основным рефреном в самопозиционировании Федоренко является история собственного избавления от панических атак и тревожного расстройства. В последнем обращении в Instagram психолог еще более отчетливо это прописал: «На данный момент я не хочу состоять в каких-либо психологических сообществах и вообще относить себя к классическому психологу. Я человек, который прошел через тяжелое тревожное расстройство и депрессию, мне хватает опыта и знаний, чтобы помочь страдающим подобными недугами».
Валерия Федоряк из КЭПП все же полагает, что рассказы о собственном успешном опыте в работе над психологическими проблемами не могут являться профессиональной позицией: «Мы (психологи) не так много делимся своим личным опытом. Важно, чтобы в центре оставался клиент со всеми его потребностями и особенностями. Подобные заявления, даже если это правда, ни в коем случае не являются признаком качества [услуг, оказываемых специалистом]».
Дмитрий Ковпак отмечает, что, несмотря на позиционирование с «личным опытом» Федоренко освоил и методологию: «Он изначально [изучал психотерапию] для себя, а потом решил поделиться с другими. Здесь, конечно, есть нюанс: то, что ты делаешь для себя, не равно тому, чему ты можешь научить других. Специалист это делает не от себя, а от методологии. Но Павел овладел методологией, поэтому часть того, что он рассказывает — это современная когнитивно-поведенческая психотерапия, а [другая] часть — его клиентский опыт, который он использует как рекламу».
«Нормального» диплома тоже недостаточно
«Понятно, что переквалификация уже вызывает подозрения, поскольку это небольшой курс, — говорит Дмитрий Ковпак. — Но диплома в принципе недостаточно, даже если это пятилетнее образование в вузе. Специалист сам понимает: чтобы ему быть на конкурентном рынке востребованным, придется и знаниями овладевать, и навыки оттачивать».
По совету главы АКПП, клиенту при выборе специалиста необходимо обращать внимание на базовое образование и на курсы квалификации, которые психолог проходил. Отзывы от других клиентов — это только дополнительная подсказка.
Считать Павла Федоренко мошенником или шарлатаном не стоит, поскольку он вполне законно действует в актуальном правовом поле. Но в среде врачевателей душ есть множество деятелей, которые действительно представляются специалистами, не имея на то даже малейших оснований , хотя бы в виде трехмесячных курсов по переподготовке. И ничего им за это в России не грозит, даже если они представляются не «коучами» и «консультантами», а «психологами».
«У нас нет лицензирования [психологов]. Если бы оно было, то мы могли бы лишать лицензии тех, кто называет себя тем, кем не является, — говорит Валерия Федоряк. —Пока, к сожалению, многие называют себя кем угодно, не имея никакого образования. Единственная защита, которая у нас есть — задавать вопросы об образовании, либо смотреть, насколько человек убедителен. И совершенно нормально просить показать диплом».
Хоть Павел и заявил о своем уходе в отпуск, но дело его продолжает жить. Совсем недавно в Казани открылся Психологический центр Павла Федоренко. Одна из стен этого помещения расписана именами знаковых для психологической науки имен: Карл Густав Юнг, Зигмунд Фрейд, Эрик Берн и другие. В их числе и сам «Федоренко П.А.»
На сайте психолога подробно расписывается план тренинга «Система здорового мышления». По телефону Центра нам пояснили, что под уходом Павла Федоренко в отпуск подразумевалось, что он не будет вести личные консультации и не будет отвечать на вопросы в соцсетях, которых в день приходит порядка трехсот, а в тренингах он продолжит участвовать. Помощником у Павла будет тренер Илья Качай. Тоже бывший клиент Павла и тоже прошедший переобучение, получив диплом психолога.