Новости дня

17 октября, вторник













16 октября, понедельник






























Семь советов о том, как учить иностранные языки детям и взрослым

Sobesednik.ru выяснил, как правильно и эффективно следует обучать иностранным языкам.

Изучение языков – одно из самых полезных занятий для тренировки памяти. Но хотелось бы делать это не только ради процесса, но и с прицелом на результат. И вот тут память порой подводит. Как же учить, чтобы выучить? Вот советы, которые пригодятся.

1. Песни и стихи

Тому, кто взялся учить иностранный язык – совершенно любой, – придется многое заучивать наизусть: слова, фразы, устоявшиеся в­ыражения, куски текста. И тут надо помнить, что наша память охотнее сохраняет то, что имеет эмоциональную окраску, связано с какими-то образами, что, в конце концов, нравится. В связи с этим очень полезно учить наизусть песни и стихи.

2. Без надрыва

Учите без надрыва. Конечно, если есть задача сдать языковой экзамен в сжатые сроки, заниматься придется часами, но спокойный темп и отсутствие чрезмерных нагрузок предпочтительнее. Например, для начинающих читать книги на иностранном языке на первых порах рекомендуют заводить будильник и тратить едино­временно 15 минут – или ограничиваться одной новой страницей в день. Главное – каждый день!

3. Снова и снова

Чтобы запомнить, надо повторять. И лучше делать это через определенные промежутки времени – например три-четыре раза в день или «вокруг» сна (перед и после). Это касается той информации, которую вы уже изучили, и нужно, чтобы она отправилась в долговременную память. Новая информация должна поступать параллельно, и ее тоже нужно впоследствии повторять. То есть ситуация «сегодня повторяю старое, а завтра учу новое» – неправильный подход, нужно делать то и другое каждый день.

4. Как сформировать привычку к занятиям

Ежедневные занятия – во многом дело привычки. Сформировать ее – отдельная задача, с которой многие не справляются. На самом деле надо запастись терпением всего на 21 день – именно столько нужно, чтобы любое действие вошло в привычку и перестало требовать усилий. Это работает и с языками. На таком подходе основаны и программы интенсивов, когда занятия проходят в течение определенного времени (обычно месяц) ежедневно по 2–3 часа. Это не только серьезное погружение в язык, но и способ сформировать привычку к ежедневным занятиям на будущее.

5. Говорите

Если хотите говорить на иностранном языке – говорите. Другого способа не существует, что бы ни обещали вам многочисленные «авторские методики». Говорить можно и нужно с первых шагов в языке, используя те слова и выражения, которые уже известны, и постепенно наращивая запас. Отсутствие собеседника – главный недостаток самостоятельных занятий, но, к счастью, сейчас немало возможностей компенсировать его – скайп, разговорные клубы и пр. Простое заучивание слов, фраз и конструкций – без проговаривания и использования в живой речи – приведет к ситуации, которую обычно называют «все понимаю, а сказать не могу». Избавиться от этого впоследствии непросто.

6. Погружайтесь

Есть такое понятие, как погружение в язык. Это значит, что вы начинаете жить в языке, получая информацию на нем по всем возможным каналам – слушая радио и подкасты, читая прессу и книги, просматривая телевизионные программы и фильмы, общаясь и пр. Даже карточки для запоминания слов многие преподаватели советуют заполнять только на том языке, который вы изучаете: например, на одной стороне вы пишете слово, а на обратной – его пояснение на том же языке, а не перевод на родном. В том числе полезно, например, перевести на конкретный язык интерфейс своего телефона и планшета: слова, которые вы будете видеть постоянно, запомнятся сами собой.

7. Пишите мемуары

Многие осваивают устный язык, но совершенно неспособны к письменному – это довольно распространенная проблема, которая изрядно мешает. И тут тоже действует простое правило: чтобы уметь что-то делать (ходить, говорить, писать), нужно только одно – делать это. Самое простое тут – начать писать свою биографию: «Меня зовут...» и так далее. Этот вид сочинения не требует специальных знаний, не ограничен темой, и использовать можно тот лексический запас, какой уже имеется, попутно наращивая его, применяя новые слова и пр. Хотя неплохо, если кто-то будет проверять вашу биографию на предмет ошибок.

Детский вопрос: когда нужна языковая школа?

Родители, начинающие учить ребенка иностранному языку буквально с пеленок, конечно, желают ему добра. Вот только психологи советуют не спешить – лучше до средней школы. К этому моменту ребенок уже освоил устную родную речь в полном объеме и, как правило, избавился от речевых дефектов – и можно вводить второй язык.

– В 2–4 года дети легко все схватывают, и маме может показаться, что ее ребенок быстро учит иностранный язык, – объясняет детский психолог Ольга Пыхова. – Но в реальности он может запомнить несколько слов, песенок, отдельные фразы. Раннее изучение иностранного не помогает владению им в будущем, потому что для этого нужно сначала овладеть родным. Именно поэтому считается, что серьезно начинать учить языки нужно с 4-го класса. К этому времени складывается полное восприятие ребенком родного языка – он слышит, говорит и пишет на нем достаточно хорошо. И чем лучше он владеет родным языком, тем лучше ему будет даваться иностранный.

Уже пора, если:

  • Ребенок может свободно выразить свои мысли на родном языке
  • У него большой словарный запас
  • К нему нет вопросов у логопеда
  • Глядя на картинку, ребенок может хорошо (распространенными предложениями без помощи взрослого) описать то, что видит
  • Он от­лично умеет пересказывать
  • Ему больше 7 лет






Колумнисты


Читайте также

Оформите подписку на наши издания