30.01.2016

"Будь как Петя": почему это набирает популярность

Психолог и психотерапевт Марат Хачатрян рассказал Sobesednik.ru о влиянии интернет-мемов на жизнь и мышление людей

Фото: «Будь как Билл» // vk.com/belikebill

Психолог и психотерапевт Марат Хачатрян рассказал Sobesednik.ru о влиянии интернет-мемов на жизнь и мышление людей.

Январь 2016 года подарил всему миру новое интернет-явление — мем «Будь как Билл». На официальную страницу, где выкладываются эти забавные картинки, уже подписаны более 1,5 миллиона человек.

[:rsame:]

Первый мем из этой серии гласил: «Билл сидит в интернете. Билл видит что-то, что его задевает. Билл проходит мимо. Билл умный. Будь как Билл».

Создатель нового явления — бизнесмен из Молдавии Евгений Кройтору, проживающий в Италии. Он рассказал, что идея его картинок — в персонаже, у которого есть здравый смысл, ум и при этом он не раздражает своим поведением окружающих.

«Будь как Билл» переведен уже на разные языки. Sobesednik.ru выяснил причины появления этого интернет-явления и узнал, какое психологическое воздействие он может оказать на людей, у психолога, нарративного терапевта, преподавателя обучающих программ в Институте практической психологии личности «Генезис» и фонде «Будущее сейчас» Маратом Хачатряном.

— Существует популярный мем — «Будь как Билл», сейчас он переведен и адаптирован на множество языков, в том числе на русский. Советы и нравоучения, которые в нем приводятся, могут кому-то помочь?

— В этих мемах фиксируются нормы поведения, связанные с моральным обликом человека: описываются достойные поступки и, напротив, некрасивые действия. Современному западному обществу свойственен мультикультурализм: мы сталкиваемся с ценностями и правилами взаимодействия, которые исторически присущи совершенно разным традициям. Такое разнообразие стандартов встречал каждый, у кого есть доступ в интернет (например, форумы для молодых мам соседствуют с сообществами чайлдфри). Если мы верим, что ценности — основания для принятия решений, то встреча с огромным их количеством не дает понять, как делать выбор: что правильно, а что — нет, что приемлемо и хорошо, а что — ужасно.

[:image:]

Подобные мемы позволяют отрефлексировать свои собственные привычные действия и оценить их соответствие доминирующей культурной норме. Пока что там описывается непоощряемое социальное поведение: оценивать других по расе, возрасту или полу — плохо, смеяться над больными — плохо и прочее. Может ли это кому-то помочь? Это может поощрять людей задумываться над своим поведением и приближать его к норме. Близость к норме упрощает жизнь, но не обязательно делает её лучше, — отмечает Марат Хачатрян в беседе с корреспондентом Sobesednik.ru.

— С чем может быть связано появление этого мема и о чем говорит огромная популярность этого явления?

— На мой взгляд, появление подобных мемов — яркий пример того, как современное общество пытается найти опоры. Во-первых, этот мем не только подкрепляет существующие нормы, но и задаёт свои. Он берет некое поведение человека и наделяет его маркером: поддерживать людей лайками — это хорошо, а вот публиковать кучу фото из спортзала — плохо. В некоторой степени такие мемы создают нормы этического характера.

Второе — это ирония, постмодернистская надстройка. Здесь видна метапозиция: нарочито простые и однозначные формулировки намекают, что нет никакого правильного поведения, высмеять можно всё что угодно. То есть определённое поведение (напиваться на вечеринке), с одной стороны, подвергается нормирующему суждению (это плохо!), а с другой — эта же норма ставится под сомнение и высмеивается (ну, и зачем тогда нужны вечеринки?).

Создание новых норм — попытка упростить мир, сделать его более определённым. Ирония — это способ обойтись со сложностью мира без упрощения.

[:image:]

— Могут ли эти картинки позволить людям спокойнее реагировать на чужую позицию, снизить градус дискуссий, ссор?

— Раз эти мемы задают нормы поведения, то в некоторых конфликтах действовать будет проще — ваше поведение уже будет регламентировано. А если вы узнаете в своём противнике персонажа этих картинок, то и вам будет проще и понятнее: перед вами — плохой человек. Конечно, вы вряд ли будете вспоминать эти мемы, скорее эти размышления пройдут в свёрнутом виде (по принципу эвристик доступности).

[Прим. ред.: эвристика доступности — это интуитивный процесс, в котором некто оценивает частоту или возможность события по той легкости, с которой вспоминаются или приходят на ум подобные примеры или случаи. При этом на «доступность», как считается, влияют в том числе средства массовой информации, слухи и т. д.]

С другой стороны, чем больше в вашей жизни норм и определённости, тем меньше тревожности и тем основательнее ваша уверенность в себе. А это, конечно, хорошее топливо для ссор и конфликтов.

— Могут ли у мема быть и негативные последствия?

— Да. Во-первых, любой стандарт поведения имеет как положительные следствия для человека, так и отрицательные (если вы этому стандарту не можете соответствовать). Во-вторых, мемы могут изготавливаться всеми, у кого есть доступ в интернет. Сейчас все мемы этого типа, которые я видел, эксплуатируют распространенные представления о том, что хорошо, а что — нет. Если мемы будет делать человек, исповедующий другие взгляды, то и стандарты, задаваемые картинками, будут повышать сложность субъективного мира зрителей. Вопрос в том, все ли готовы к этой сложности.

[:wsame:]

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика