Яблоки и яблони

Владимир Даль перечисляет много похожих пословиц: «Каков корень, таков и отпрыск», «От худого семени не жди доброго племени», «Каково семя, таково и племя», «Яблочко от яблони недалеко падает». Жизнь меня неоднократно убеждала: неправда!

Владимир Даль перечисляет много похожих пословиц: «Каков корень, таков и отпрыск», «От худого семени не жди доброго племени», «Каково семя, таково и племя», «Яблочко от яблони недалеко падает». Жизнь меня неоднократно убеждала: неправда!

Расскажу вам сегодня одну довольно-таки грустную историю.

Это была многодетная семья. Два мальчика и четыре девочки. Из братьев Иван был самым старшим из детей, Семен – самым младшим. Между ними (по старшинству) Елена, Анна, близнецы Светлана и Таисия.

Родители – пьющие люди. Отец был, как это прежде называлось, чернорабочим, мать на тот момент, когда я хорошо знал эту семью, работала матерью. Жили на зарплату, пособия на детей и «с огорода». Я, можно сказать, дружил с Еленой, моей ровесницей; во всяком случае, у нас была одна общая страсть – книги. Мы ими менялись, мы их обсуждали, пробовали даже вместе писать приключенческую повесть.

Эту Ленину страсть (к чтению) в семье поддерживала лишь мать, никогда не считала, что старшая дочь – бездельница. Остальные над ней подтрунивали. А вот Анна, на год младше, сестру за это, кажется, ненавидела. Оно и понятно: если надо было что-то сделать по дому, постирать, погладить, убрать, посмотреть за младшими, тут же выкликалась Анна. «И без разговоров!» – сурово приказывала мать, когда Аня пробовала возроптать: «А что Лена делает? Опять читает?»

Когда подросли Светлана с Таисией, ей стало легче. Во-первых, в заботах нуждался лишь всеобщий баловник Семен, во-вторых, смотрели за ним уже близняшки. А вскоре она вообще каким-то образом смогла сказать «нет» родителям, братьям-сестрам, своему раннему трудовому прошлому и ударилась в столь же ранние загулы: стала выпивать, женихаться лет с шестнадцати. Эта – вся в мать,  судачили соседи. Яблочко от яблони недалеко падает, говорили в округе.

Про Ивана и других такого не говорили: старший был тихим, немногословным, в школе троечником, после школы, закончив курсы трактористов, ушел в армию, служил на Дальнем Востоке и домой больше не вернулся. По рассказам родных, завел там семью, работает трактористом на стройке.

Лена сделала карьеру: стала редактором сначала районной газеты в соседней области, в новые времена – создала с мужем-компаньоном независимую рекламную компанию; живут хорошо, трое детей, отдыхать ездят в Испанию.

Близняшки Светлана и Таисия закончили пединститут, одна по распределению поехала в село, вторая устроилась в областном центре в школу-интернат. Обе работают, одна учительница, вторая завуч. Обе незамужние. Домой наведываются редко.

Там остались только Анна с Семеном. Младший, повторюсь, был любимцем семьи, баловником. Но случилась беда: что-то с головой. Он не закончил даже школу, с 15 лет инвалид. Когда умерли родители – оба в один год, ему было 20, но жить самостоятельно Семен не мог. Хотели отправить в «больничку», однако воспротивилась Анна. Бросила очередного мужа-пьяницу, сама перестала пить, устроилась на работу, окружила брата, как говорится, теплом и заботой. Никто из родных им не помогает, наоборот, Анна высылает всем к праздникам то грибочки, то вареньице. Не очень грамотная, она одна из первых в селе поставила себе «тарелку», потому что «Сема очень любит смотреть кино».

«Каково семя, таково и племя», говорите? Глупости все это.

Так что особо не надейтесь, что дети вырастут такими же, как вы.

Хотите поспорить?

Пишите: 127055, Москва, ул. Новослободская, 73, строение 1, "Между нами, женщинами", Дмуховскому М. И.

 

Поделиться статьей
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика