Что спецслужбы знают о волне "телефонного терроризма" в России
Sobesednik.ru изучил высказывания представителей власти и спецслужб о звонках с сообщениями о бомбах по всей стране
Sobesednik.ru изучил высказывания представителей власти и спецслужб о звонках с сообщениями о бомбах по всей стране.
Волна ложных сообщений о минировании зданий накрыла Россию осенью 2017 года. 14 сентября 2017 года ТАСС привел слова пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова: «Безусловно, это телефонный терроризм, телефонное хулиганство. Президент, конечно, был проинформирован, как только началась эта череда хулиганских звонков. Здесь какие-то трактовки вряд ли допустимы, здесь нужно подождать конкретных результатов тех мер, которые предпринимаются. Неуместно обсуждать какие-то версии. Еще раз повторяю: это телефонный терроризм и именно так он должен квалифицироваться».
6 октября в беседе с журналистами RT директор ФСБ Александр Бортников заявил, что располагает информацией о совершающих ложные звонки о минировании зданий: «Мы установили (правда, непросто было это сделать) — это российские граждане. Однозначно могу сказать — это четверо человек, которые находятся сейчас за границей. Поскольку они использовали IP-телефонию, определить место дислокации сложно. Это признаём не только мы, но и наши партнёры, с которыми мы сейчас работаем».
26 октября секретарь Совета Безопасности РФ Николай Патрушев заявил в разговоре с ТАСС, что располагает информацией о нахождении телефонных террористов на территории РФ и зарубежных стран: «"Телефонный терроризм" имеет свои особенности: он осуществляется с территории России и с территории иностранных государств, и здесь нам, конечно, работать сложнее. Но поставлена была задача совершенствовать наше взаимодействие с партнерами».
7 ноября министр внутренних дел Владимир Колокольцев рассказал «Известиям», что большинство таких звонков все-таки совершается из-за рубежа: «Сотрудниками МВД и ФСБ установлено, что подавляющее большинство подобных звонков производится из-за рубежа посредством интернет-телефонии, компьютерных программ — спам-ботов».
14 ноября начальник московского главка МВД Олег Баранов назвал конкретные страны, откуда якобы совершались ложные звонки о минировании зданий: «Проведенные мероприятия показали, что все звонки, имеющие массовый характер, совершены с использованием интернет-телефонии. Адреса позиционируются преимущественно на территории Турции, Украины, США и Японии».
20 ноября ТАСС цитировал слова главы Минсвязи Николая Никифорова: «Речь была про другое — про определенные ограничения, связанные с вызовами, которые идут через цепочку операторов, через цепочку систем IP-телефонии, скрывают, подменяют номер абонента. Это возможно [сделать] и законодательным образом, может быть. Будет достаточно каких-то ведомственных приказов. Мы сейчас действительно прорабатываем эти моменты».
12 декабря на эту тему высказался замглавы МВД Игорь Зубов, который в беседе с РИА «Новости» заявил, что большинство звонков о минировании поступает именно из Сирии: «Основная часть звонков приходилась с мест концентрации террористов в Сирии. Также из числа распространенных Турция, Украина, США и Канада. В текущем периоде 2,7 тысячи таких фактов зарегистрировано, по которым уголовные дела возбуждены. По интенсивности мы можем говорить, что, по сути, речь шла о кибернападении на территорию Российской Федерации».
Наконец, 26 декабря в интервью «Аргументам и фактам» Николай Патрушев сообщил: «С сентября из-за заведомо ложных сообщений об актах терроризма на более чем 2500 объектах на всей территории РФ было эвакуировано около 1 млн человек. Звонки о минировании поступали в 75 регионах России. Проведённое расследование показало, что подавляющее число звонков с угрозами о взрыве поступало из-за рубежа посредством IP-телефонии. В частности, из Турции, Украины, США и Японии».